7 декабря 2022 СРЕДА
Новости
Михаил Орлов, министр образования Саратовской области: «Нам остается одно - оправдать все вложения в отрасль знаниями учеников»
Алексей Захаров: Люди с Донбасса поразили своей скромностью и желанием помогать
Книжные новинки:Татьяна Товаровская «Английские истории: сборник»
Пять бесконечно страстных жар-птиц: в Саратовском театре драмы состоялась еще одна премьера
В Год культурного наследия в Саратове состоится фольклорный фестиваль "Казачьи забавы"
В Саратове прошёл митинг-концерт "Добро пожаловать Домой!"
Саратовские мобилизованные получат единовременную выплату в размере 50 тысяч рублей
Асфальт с ароматом клубники и дороги из камня – саратовские дорожники вернулись с международной выставки
В Саратове появился новый символ культурного наследия

"Писатель - человек, который всегда создает то, чего не было раньше"

Алиса Ганиева о писательском труде, феномене Лили Брик и ожидании вдохновения
"Писатель - человек, который всегда создает то, чего не было раньше"

Алиса Ганиева – молодой прогрессивный писатель, общественный деятель, литературный критик, публицист. Лауреат премий «Дебют» и «Триумф». Ее творчество отмечено также наградами журналов «Октябрь» и «Литературная учеба». Работает редактором книжного приложения к «Независимой газете» «НГ-Ex libris» и телеведущей на канале «Совершенно секретно», написанная ею биография Лили Брик в серии ЖЗЛ стала бестселлером. Мы побеседовали с Алисой об успехе, писательском труде и загадке личности возлюбленной Владимира Маяковского.

-Как вы пришли к пониманию того, что вы - писатель?

- Четкого понимания обычно нет. Ты просто пишешь, делаешь свое дело, а уже потомки будут судить о том, что тот или иной человек был действительно писателем. И обычно признание приходит после его ухода из жизни. Таким образом, ты не задумываешься над такими вопросами, но сомнения присутствуют всегда.

- Можно ли научиться этому искусству или это все-таки врожденный талант, например, как у некоторых актеров?

- Этот вопрос волнует многих. Одни считают, что для этого не нужно профессиональное образование, другие думают по-другому. В США, например, существует превеликое множество курсов по творческому слогу, рассчитанные на два года. Там людей учат не столько писать, а сколько анализировать творения других. Вообще, я считаю, это полезно. Чтение развивает вкус, позволяет быть современным. В Москве посещать такие курсы сейчас модно. Однажды меня даже пригласили на такое обучение в качестве преподавателя. Это были двухнедельные курсы в Америке для подростков до 19 лет, жили мы в лагерном режиме. Для меня этот опыт был интересен тем, что я сама придумывала задания, и дети с охотой их исполняли. Это был фонтан креатива, он бил через край! В Москве уже я вела практически такие же курсы только для взрослых. Многие из них не хотели становиться профессиональными писателями, им нужен был навык владения письменным словом. Хорошо бы было вести в общеобразовательные школы уроки по творческому письму. Это здорово развивает, позволяет оттачивать логику в ваших высказываниях, обогащает язык, но пока это только мои мечты!

- Что самое сложное в писательском труде?

- У всех по-разному. Кому-то трудно ездить на презентации, выступать, для меня же самым тяжелым является период между книгами. Вот ты написал книгу, ее печатают, люди читают, а в этот момент ты как бы в подвешенном состоянии. Начинаешь думать, а что же дальше. Некоторые сразу хватаются писать что-то новое, но так велика вероятность быстро «исписаться». Да и к тому же это все не по-настоящему, это продажа таланта! Нужно ждать вдохновения! Пока книга не родится полностью, пока ты четко не будешь видеть начало, середину и конец, не надо начинать ее писать.

"Писатель - человек, который всегда создает то, чего не было раньше"

-А за что вы любите свою сферу деятельности, что заставляет быть верной однажды выбранному пути?

- Свою сферу деятельности я люблю, наверное, за ощущение свободы. Никто не вправе тебе диктовать, что и как нужно делать. Ощущение всевластия, созидания: ты - человек, который сам создает то, чего не было раньше. Это чудо, настоящая магия. Однако стоит помнить, что писатель - это не всегда полет и наслаждение, это еще и постоянные творческие муки, муки вечного поиска. К этому надо быть готовым, если хочешь стать настоящим писателем.
-Как в такой сфере деятельности найти себя, а именно свой слог, свою манеру изложения? Как не затеряться в большом количестве тех, кто пишет сегодня?
-Нужно все кропотливо нащупывать. Много читать, следить за временем, наблюдать, обязательно задавать себе вопросы: «А что я могу?» Также полезно делать одно мое излюбленное упражнение: взять, например, Булгакова и попробовать писать в его стиле по 2-3 страницы в день. Кстати, когда я училась в Литинституте, мы с однокурсницами создали группу «ПоПуГан» и вначале пародировали классиков. Это очень весело и интересно.

-На какие темы вам нравиться писать и в каком жанре?

-Жанровое деление сейчас носит все больше условный характер. Литература сегодняшняя – это практически всегда смешение жанров. На примере моего романа «Жених и невеста» это можно рассмотреть наглядно. Книга дает полное представление о том, как на самом деле проходит свадьба в Дагестане. Произведение само по себе реалистическое, а название произведения довольно сентиментальное. Вот вам и самый что ни на есть жанровый симбиоз. На какие темы я люблю писать? Вообще, пишу о современности, я писатель-реалист, не люблю, когда на страницах моих книг живут драконы и чудики-эльфы с огромными ушами. Хотя сейчас говорят, что писать о сегодняшнем дне не модно. Все больше писателей заостряют свое внимание на прошлом и пишут об этом, но мне нравится переносить на бумагу свои впечатления от увиденного за окном сегодня утром. Я считаю, это правильным.

-Теперь, вспомним начало нашего разговора, а именно вашу книгу «Ее Лиличество на фоне Люцеферова века»? Как и почему вы взялись за биографию Лили Брик?

-Издательство «Молодая гвардия» давно предлагало мне написать книгу из серии ЖЗЛ, и вот однажды на одном из литературных вечеров, в неформальной обстановке обсуждали возможного героя или героиню, и кто-то упомянул Лилю Брик. Она давно меня волновала, и на этот раз я уже не могла пройти мимо этой женщины.

-Расскажите про название книги. Как оно родилось, сразу или в процессе работы?

-Над названием думали долго. Была экстравагантная версия - «Твой лифчик- счастливчик!» (это двустишие поэт-футурист Семен Кирсанов посвятил Лиле), но книга имеет название «Лиля Брик», потому что она из серии ЖЗЛ. Однако это как-то не по-феминистски. В XX веке роль музы уходила в тень, и женщина (можно даже написать это слово с большой буквы) была самостоятельной, была творцом сама, без мужчины, и поэтому есть более развернутое и пафосное название «Ее Лиличество Брик на фоне Люцеферова века». Почему на фоне Люцеферова века? Все просто, он мелькает почти на каждой странице произведения, а «Ее Лиличество» - это фраза одного из многочисленных обожателей Лили, запечатленная на бумаге, выдернутая из стихотворения.

-Кем же все-таки вы считайте Лилю Юрьевну? Вы изучили ее биографии, что называется, от корки до корки. В итоге, она для вас «красавица или дурнушка», «ангел или ведьма»?

- Если посмотреть на фотографии Лили Брик, можно убедиться в том, что особой внешней красотой она не отличалась, но людей собирать вокруг себя умела, да еще каких (В. Маяковский, М.Плисецкая и др.) Это очень странный эффект. Думаю, всему виной ее природная харизма, женская притягательность, манкость. Она была обаятельная, сексапильная, всегда следовала моде. Начитанная и образованная, Лиля еще привлекала мужчин тем, что не стремилась замуж, была свободной и открытой во всех смыслах. Она была независима и гордилась этим. Это очень по-феминистски.

-Мне запомнился вопрос из предисловия книги: «Как в истории нашей культуры случилась Лиля Брик?». Его я и хочу задать вам.

- Появление такой яркой женщины обусловлено временем. Секс-революции, авангард, безумный вихрь событий, течений, стилей. Из этого урагана и вышла Лиля Брик - персонаж цельный, фантастический, не имеющий аналогов.

-И последний на сегодня вопрос, какое место занимает книга о Лиле в вашем творчестве?

-Как говорят писатели, книги – наши дети. В большинстве своем я пишу романы, очерки, критику, а «Лиля Брик» - это эксперимент, редкий, вольный, но цветущий побег, поэтому все-таки эта книга в творчестве занимает второстепенное место.


Варвара Ананьева

Фото Молли Таллант, предоставлены Алисой Ганиевой.
Это Антон
Антон написал 06 июля 2021 года
Хорошее интервью
ответить
 
Добавить коммент
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код