25 апреля 2017 06:39 ВТОРНИК
Новости
Объявление
Консультативная юридическая и медицинская помощь лицам, оформляющимся в стационарное учреждение социального обслуживания для престарелых и инвалидов.
Телефон: 8-917-308-51-50.
Вакансия
Редакция приглашает к сотрудничеству
менеджеров по продаже
рекламы на сайт.
Контактный телефон 8-927-226-14-36
Как отдохнуть без лишних вложений
Как бы ни скакал курс евро или доллара, последнее, от чего откажутся россияне, — зимние каникулы. Их, к счастью, никто не отменял. По мнению наших сограждан, в связи с сегодняшней экономической ситуацией в стране туристические агентства и турфирмы, казалось бы, должны были поднять цены на комплексные туры. Однако этого не произошло. Напротив, многие компании, оправдывая доверие своих клиентов, предлагают сейчас довольно выгодные предложения по турам, в том числе и в рассрочку.
Реклама

О храме Успения Богородицы в Мелетове, искусстве реставрации и не только

Редкие виды


"Известия российских регионов" поздравляют всех православных с праздником Светлой Пасхи. Специально к этому дню мы подготовили интервью с заместителем генерального директора Центра реставрации имени академика Грабаря, реставратором графики Ольгой Темериной.


Редкие виды
фото Геннадий Грачев для ARTANDHOUSES

- Росписи храма Успения Богородицы в селе Мелётово под Псковом были созданы в 1465 году. Что это был за год для России? Можем ли очертить, как именно отразилось время в архитектурном облике памятника и его внутреннем убранстве?
- Период 50-60-х годов XV века для Псковского государства можно смело назвать периодом расцвета. К этому времени Псков обладал сложившейся республиканской системой власти, был проведен ряд судебных реформ. Искусство местных зодчих, художников, мастеров-ремесленников было известно далеко за пределами Псковской земли. Во многом благодаря определенной степени независимости Пскова мы обязаны появлению уникальных иконографических сюжетов Мелётовского храма. Основой им послужили литературные источники того времени.

- Правда ли, что ряд сюжетов росписи вообще не имеет аналогов в византийском и древнерусском искусстве? Что это за сюжеты?
- Действительно, ряд сюжетов не имеет аналогов в византийском и древнерусском искусстве. Один из наиболее интересных — наказание Богородицей Анта скомороха. Это назидательный сюжет, повествующий о финикийском скоморохе, который хулил Богородицу. Трижды она являлась к нему с просьбой прекратить кощунство, но он не внял. Богородица отделила его руки и ноги во сне, проведя по ним перстом. Уникален также сюжет, трактующийся как явление Богоматери игумену Евстафию. Здесь Богородица наказывает игумена слепотой за невыполнение обета, но после раскаяния и исполнения поручения его исцеляет Иоанн Предтеча.

- Не хочется впадать в мистицизм, и тем не менее, было ли у вас ощущение особой миссии при реставрации памятника в Мелетово? Ведомости?
- Мы не реставрировали памятник в Мелётово. 60 лет назад Николай Николаевич Померанцев, наш старейший сотрудник, отснял уникальные стенописи храма и предоставил их в министерство культуры с просьбой выделить деньги на реставрацию. Фотографии не произвели впечатления на чиновников. Тогда в Мелётово был отправлен Адольф Николаевич Овчинников с заданием — скопировать в натуральную величину уникальную живопись. Результаты его кропотливой работы, где он воспроизвел не только сам сюжет, но все утраты и трещины штукатурки, сформировали представление и о высочайшем уровне живописи, и об удручающем состоянии сохранности. Тогда была проведена первая комплексная реставрация храма. Позже Адольф Николаевич создал ряд копий-реконструкции Мелётовской церкви, которые позволяют составить общее представление об утраченной живописи.

- Существует ли понятие реставраторских школ? Я имею в виду преемственности определенных уникальных традиций? Если да, то чем они отличаются в России и за рубежом? Где на сегодняшний день лучше всего обучают этой профессии?
- Наша организация (ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря была основана в 1918 году и стала первым учреждением, практикующим научный подход в реставрации. До этого момента реставрация не была самостоятельной профессиональной сферой, это скорее было ремесло, не имеющее системного подхода. Центр имени Грабаря и стал родоначальником отечественной реставрационной школы. Сейчас во всех крупных российских музеях есть свои реставрационные мастерские. Некоторая разница в подходе, разумеется, есть, но основные принципы работы общие. Использование проверенных методик и обратимых материалов, максимальное невмешательство в авторский замысел. На сегодняшний день профессии обучают рад средних специальных учебных заведений. Из московских одним из лучших я могу назвать МАХУ. Высшее реставрационное образование можно получить в академии имени Строганова, Суриковском институте, в институте имени Репина и ряде других

- В какой степени реставратор — художник? И почему эту профессию выбрали вы?
- Реставратор должен быть художником. Он должен видеть цвет, соотношение тонов, композицию. Но он должен быть очень скромным художником, так как в первую очередь его профессиональной задачей является сохранение авторского замысла.
Эту профессию я выбрала 17 лет назад и никогда об этом не жалела. Это очень многогранная и творческая работа. Каждый памятник — это отдельная история, которая зачастую требует искусствоведческого изучения, погружения в технологию производства, а иногда и разработки уникальной методики.

- Что включает в себя понятие "эталонный памятник"? Сколько таких в России?
- «Эталонный памятник» в искусствоведческом контексте — это безупречное с точки зрения авторства или школы произведение искусства. О количестве сказать невозможно, вряд ли такие подсчеты велись.

- Существует ли какой-то официальный реестр?
- Безусловно, существует список объектов всемирного наследия Юнеско, единый государственный реестр объектов культурного наследия России.

- Кто традиционно "следит" за состоянием таких памятников? Министерство культуры? ЮНЕСКО? Официальные власти той территории, на которой памятник расположен?
- В первую очередь, это обязанность местных музейщиков — своевременно информировать об изменениях сохранности памятника и официальные власти, и министерство культуры.

- Не так давно в музее Радищева (Саратов) была представлена экспозиция акварелей Боголюбова после реставрации в Центре Грабаря. Выставка была замечательная, здесь нашли форму, как показать зрителю, что было и что стало. Скажите, а насколько важно для реставратора знание новейших технологий? Как они изучаются и внедряются? Или реставраторам важнее, наоборот, хранить и передавать традицию, остальное — дело популяризаторов?
- Выставка акварелей Боголюбова действительно получилась. Несмотря на скромные экспозиционные возможности графических произведений и их камерный характер, она имела успех и в Москве, когда мы открыли ее в залах музея современной истории России.
Реставрация, как и любая наука, развивается, появляется новое оборудование, новые составы. Некоторые предметы просто невозможно было отреставрировать еще десять лет назад. На помощь специалистам приходят и компьютерные технологи, такие как 3d сканирование.

- Нет ли в планах показать реплики вашей выставки "Мелетово. Время решений" в регионах? Не только как результат реставраторской работы в храме Успения, но и как интересный выставочный формат, важный для памятников мирового значения вообще?
- Мы планируем показать нашу выставку в Псковском музее, об этом уже существует договоренность. Формат проекта действительно получился многоплановым. Экспозиция построена так, что она интересна и специалистам, и широкому кругу зрительской аудитории. Мы хотели привлечь внимание к уникальному памятнику мирового значения, рассказать его историю и показать такой сложный для экспонирования материал как стенопись.

Редкие виды
Редкие виды
Редкие виды
Редкие виды
Редкие виды
Редкие виды
Редкие виды
Редкие виды
Добавить коммент
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код