16 июля 2024 ВТОРНИК
Новости
Михаил Орлов, министр образования Саратовской области: «Нам остается одно - оправдать все вложения в отрасль знаниями учеников»
Алексей Захаров: Люди с Донбасса поразили своей скромностью и желанием помогать
Книжные новинки:Татьяна Товаровская «Английские истории: сборник»
Пять бесконечно страстных жар-птиц: в Саратовском театре драмы состоялась еще одна премьера
В Год культурного наследия в Саратове состоится фольклорный фестиваль "Казачьи забавы"
В Саратове прошёл митинг-концерт "Добро пожаловать Домой!"
Саратовские мобилизованные получат единовременную выплату в размере 50 тысяч рублей
Асфальт с ароматом клубники и дороги из камня – саратовские дорожники вернулись с международной выставки
В Саратове появился новый символ культурного наследия

"Петр Первый" в Саратовском оперном: трагедия и триумф исторической личности

"Петр Первый" в Саратовском оперном: трагедия и триумф исторической личности

В Саратовском академическом театре оперы и балета начался юбилейный, 220-й сезон. Он открылся по традиции премьерой. На сей раз спектакль был посвящен тоже круглой дате – 350-летию Петра Великого. Опера "Петр Первый" Андрея Петрова, продемонстрированная летом в формате опен-эйр в пяти фресках, 1 октября была показана в полной версии.

Музыкально-драматическое произведение Андрея Петрова состоит из 10 фресок. Между собой они не связаны сквозным сюжетом. "В них я попытался в монументальной форме выразить свои чувства гражданина великой державы с великой историей", - делился впечатлениями о замысле и работе над оперой композитор. Для создания мощной фигуры императора и воздвигнутой им державы Андрей Петров выбрал 10 моментов из жизни царя для описания их музыкальным языком. В частности, заговор царевны Софьи, строительство фрегата в Амстердаме, битву под Нарвой, где Петр познакомился с пленной прачкой Мартой, позднее ставшей его женой Екатериной I. Для "уличного" формата оперы-оратории народный артист России, дирижер Юрий Кочнев выбрал к исполнению пять, самых динамичных, понимая, что 2,5 часа стоя зрителю смотреть спектакль сложно несмотря на грандиозность и красоту действия. Тонкость и прозорливость маэстро, взаимопонимание с режиссером-постановщиком Павлом Сорокиным, художником по свету Сергеем Новиковым, художником по костюмам Ольгой Колесниковой явили поразительный результат. Тогда местом действия стали большие ступени площади, задником импровизированной сцены - мультимедийные экраны. Спектакль "густонаселен" - в нем заняты 150 человек. Для них сшиты 90 костюмов. Насыщенность действия событиями Петровской эпохи, использование композитором мелодий старинных песен и кантов, абсолютное перевоплощение артистов и их восхитительный вокал погрузили зрителей в Петровские годы, о которых повествуют фрески.

В полном варианте постановки, по бокам сцены установлено подобие иконостасов. На них появляется Анастасия (прообраз Богоматери), чтобы молитвой защитить Петра с младых его лет, когда он играет в солдатики, до императора, под началом которого находится сильнейшее войско. На эти же возвышения поднимаются сам царь, Александр Меншиков в моменты судьбоносных для государства решений. Помните вариант опер эйр? Тогда Сергей Новиков сделал акцент на свете. Сочные краски сцены, отраженные в костюмах персонажей, переходили в багровые тона мультимедиа. Живые образы превращались в сменяющие друг друга на экране собственные изображения, а вернее - отображения в произведениях искусства. Для основы сценографии для полной версии спектакля Новиков тоже взял произведение искусства, вернее, голову Петра, полностью скопировав ее с памятника "Медный всадник".

Голова поделена на 4 сегмента. Каждый из них является местом действия людей из его окружения, повлиявших на судьбу и решения императора. Это тюрьма для Софьи, для мыслей Петра, который скован в своих родственных чувствах, поскольку ведом стремлениями исторической личности. Каждый из сегментов изнутри - в "паутине" железных арматур. Они символизируют рой мыслей, противоречивых начал, раздирающих императора, и в то же время непоколебимую силу воли, жесткость в принятии решений.

"Петр Первый" в Саратовском оперном: трагедия и триумф исторической личности

В этой связи интересно подается тема веры. Глыбистый талант народного артиста России Виктора Григорьева помогает актеру создать образ Макария как косного носителя культа религии. В противовес струящийся молитвой голос Веры Паньшиной в образе Анастасии (Богоматери), ведущий своим покровительством Петра к его свершениям. Виселицы, сменяемые колоколами словно говорят о том, что путь к созиданию мучителен.

Отдельно хочется отметить самобытность и мастерство труппы Саратовского оперного. Павел Сорокин поставил перед артистами музыкального театра задачу так, что они изобразили на сцене абсолютно живые, понятные образы, причем явив зрителям и дарование драматических актеров. Петр Первый в исполнении Дмитрия Соловьева - воплощение жажды созидания и жизнелюбия, и в то же время это фигура трагическая (один из премьеров нашего театра в очередной раз показал, что он изумительный вокалист). Представляя Александра Меншикова человеком созвучной императорской необузданной энергии, но с лукавинкой и хитрецой, монументальный красавец Илья Говзич предстает артистом характерного дара. Манкое женское обаяние передала в образе будущей императрицы Екатерина Федотова с ее глубоким, женственным меццо-сопрано. Эта живость персонажей словно приблизила их к зрителю. Создание своего рода межвременного портала стало заслугой и художников. Изысканная Ольга Колесникова расписала исторические костюмы современными принтами.

Невероятные эмоции и чувства переполняют во время финала, когда Петр маленький и взрослый, состоявшийся, стоят перед картой России. Торжественность звучащей музыки подчеркивает исключительность человека, появившегося на свет с предназначением творить историю. Мысль о том, что родиться с этой миссией говорит не столько об избранности этого человека, сколько о нем как носителе тяжкой ноши. У Саратовского оперного сезон открылся грандиозным эпическим полотном. Уменьшенный размер сценического пространства (напомним, Академопера во время реконструкции исторического здания работает в ДК "Тантал") сыграл в плюс спектаклю. Сцены настолько выпуклы, а переживания героев - ярки и накалены, что ощущаешь себя перенесенным в петровскую эпоху участником тех далеких событий. "Петр Первый" вышел спектаклем насколько музыкальным, настолько и драматическим. Грандиозность действия подчеркивается филигранной работой хора и оркестра театра. Это поистине большая история во всех смыслах, как настоящее произведение искусства она будет интересна разному зрителю.

"Петр Первый" в Саратовском оперном: трагедия и триумф исторической личности

Дирижер-постановщик, народный артист России Юрий Кочнев, режиссер Павел Сорокин, художник-постановщик Сергей Новиков представили захватывающее художественное исследование исторической личности. Последовательно и ярко развивается история утверждения России как грандиозной державы на карте мира. Переполненный зал аплодировал стоя на протяжении 10 минут.

Елена Маркелова