27 ноября 2022 ВОСКРЕСЕНЬЕ
Новости
Михаил Орлов, министр образования Саратовской области: «Нам остается одно - оправдать все вложения в отрасль знаниями учеников»
Алексей Захаров: Люди с Донбасса поразили своей скромностью и желанием помогать
Книжные новинки:Татьяна Товаровская «Английские истории: сборник»
Пять бесконечно страстных жар-птиц: в Саратовском театре драмы состоялась еще одна премьера
В Год культурного наследия в Саратове состоится фольклорный фестиваль "Казачьи забавы"
В Саратове прошёл митинг-концерт "Добро пожаловать Домой!"
Саратовские мобилизованные получат единовременную выплату в размере 50 тысяч рублей
Асфальт с ароматом клубники и дороги из камня – саратовские дорожники вернулись с международной выставки
В Саратове появился новый символ культурного наследия

Посвящение Петру или Торжество Собиновского фестиваля

Посвящение Петру или Торжество Собиновского фестиваля

Саратовский академический театр оперы и балета окончил очередной творческий сезон. Премьеры, мастер-классы, освоение новых, уникальных для нашего города, сценических пространств, участие в праздновании юбилейных торжеств в честь 350-летия Петра позволяют говорить, что театральный год для Академоперы окончился триумфально. Наш сегодняшний рассказ о ежегодной кульминации сезона для саратовского оперного - Собиновском музыкальном фестивале.

На сей раз любимый саратовцами и гостями города форум стал по счету 35-м, его сквозной темой тоже стала громкая годовщина со дня рождения великого российского царя-реформатора.

Посвящение Петру или Торжество Собиновского фестиваля

Уже в вечер-открытие сквозной темой фестиваля проходили рождающиеся в душе зрителя вопросы: об истоках любви к родине, о феномене большой исторической личности. Их навевал полный несокрушимой энергии "Торжественный коронационный марш" и симфонически обобщенный Полтавский бой из оперы "Мазепа" Петра Чайковского, разные по эмоции и характеру звучания "Увертюра на русскую тему" Николая Римского-Корсакова, увертюра к опере "Дмитрий Донской" Антона Рубинштейна, кантата Чайковского "В память 200 годовщины рождения Петра Великого".

Яркими образцами культурного наследия, которое объединяет людей в порыве созидать и расти духовно, стали включенные в программу фестиваля оперные постановки "Царская невеста" Н.Римского-Корсакова, "Князь Игорь" С.Прокофьева, балетные постановки - "Щелкунчик", "Лебединое озеро" П.Чайковского, "Раймонда" А.Глазунова. Традиционно в них участвовали лучшие солисты ведущих отечественных музыкальных театров.

Как всегда аншлагом сопровождались два вечера Конкурса Конкурсов вокалистов. В этом году на 12 вакансий конкурса подали 132 заявки артисты из разных городов России, Республики Беларусь, Казахстана, Армении, Узбекистана, Китая, Южной Кореи. Лауреатами конкурса по результатам двух туров стали: 1-е место - Эльза Исламова (Республика Татарстан, Казань), премия - 100 тысяч рублей; 2-е место - Ивета Симонян (Армения), премия - 75 тысяч рублей; 3-е место - Федор Шинкевич (Республика Беларусь), премия - 50 тысяч рублей. Обладателем приза зрительских симпатий назван Константин Сучков (Пермь).

Несмотря на то что гала-концерт юбилейного Собиновского прошел 29 мая и подарил публике ощущение полета от соприкосновения с прекрасным вокалом и виртуозностью исполнения произведений симфоническим оркестром театра под управлением лауреата Госпремии России Юрия Кочнева, кульминацией фестиваля и главным его событием стала премьера «Музыкальных фресок из оперы Андрея Петрова «Петр I» в исполнении симфонического оркестра, хора и солистов театра оперы и балета 9 июня.

Посвящение Петру или Торжество Собиновского фестиваля

Показ спектакля, который стал гвоздем программы XXXV Собиновского международного музыкального фестиваля и его финальным аккордом, показанный в день рождения Петра Великого, под открытым небом (формат опен аир), на площади перед речным вокзалом, стал уникальным опытом для нашего города. Музыкально-драматическое произведение Андрея Петрова состоит из 10 фресок. Между собой они не связаны сквозным сюжетом. "В них я попытался в монументальной форме выразить свои чувства гражданина великой державы с великой историей", - делился впечатлениями о замысле и работе над оперой композитор. Для создания мощной фигуры императора и воздвигнутой им державы Андрей Петров выбрал 10 моментов из жизни царя для описания их музыкальным языком. В частности, заговор царевны Софьи, строительство фрегата в Амстердаме, битву под Нарвой, где Петр познакомился с пленной прачкой Мартой, позднее ставшей его женой Екатериной I.

Народный артист России, дирижер Юрий Кочнев выбрал для исполнения пять, самые динамичные, понимая, что 2,5 часа стоя зрителю смотреть спектакль сложно несмотря на грандиозность и красоту действия. Тонкость и прозорливость маэстро, взаимопонимание с режиссером-постановщиком Павлом Сорокиным, художником по свету Сергеем Новиковым, художником по костюмам Ольгой Колесниковой явили поразительный результат. Местом действия стали большие ступени площади, задником импровизированной сцены - мультимедийные экраны. Спектакль "густонаселен" - в нем заняты 150 человек. Для них сшиты 90 костюмов. Насыщенность действия событиями Петровской эпохи, использование композитором мелодий старинных песен и кантов, абсолютное погружение артистов в образы и их восхитительный вокал погрузили зрителей в Петровские годы, о которых повествуют фрески. В то же время спектакль представляет собой одну грандиозную проекцию.

Павел Сорокин поставил перед артистами музыкального театра задачу так, что они изобразили на сцене абсолютно живые, понятные образы. Петр Первый в исполнении Алексея Смирнова - воплощение жажды созидания и жизнелюбия. Представляя Александра Меншикова человеком созвучной императорской необузданной энергии, но с лукавинкой и хитрецой, монументальный красавец Илья Говзич предстает артистом характерного дара. Манкое женское обаяние передала в образе будущей императрицы Екатерина Федотова. Эта живость персонажей словно приблизила их к зрителю. Создание своего рода межвременного портала стало заслугой и художников. Ольга Колесникова расписала исторические костюмы современными принтами, а Сергей Новиков выстроил свет так, что сочные краски сцены, отраженные в костюмах персонажей, переходили в багровые тона мультимедиа. Живые образы превращались в сменяющие друг друга на экране собственные изображения, а вернее - отображения в произведениях искусства.

Посвящение Петру или Торжество Собиновского фестиваля

Увиденное побуждало к размышлениям о том, как рождается историческая личность такого масштаба. Слияние времен в постановке стало ответом. Император в реальной жизни был движим благодарной памятью предкам и заботой о будущих поколениях. Когда Петр Первый берет в руки карту России и бережно прижимает ее к сердцу, понимаешь отдельность и единичность таких людей. Осознаешь, что пушкинское "Здесь будет город заложен..." можно адресовать не только Санкт-Петербургу. Каждому городу. Ведь имперская энергия царя-реформатора ощущается и сегодня. Судя по всему многими, поскольку после оперы в формате опен аир саратовцы аплодировали несколько минут.

Увиденное, как и последовавшие после исполнения пяти фресок обсуждения жизнеспособности и перспектив данного формата в Саратове, стало очень ярким событием и стимулом ждать уже полной версии спектакля "Петр Первый" на Новой сцене Академоперы. Она запланирована на 1 октября. Не пропустите.

Елена Маркелова