Увертюры на русские темы
Директор театра Ренат Мухамедьяров акцентировал внимание на том, что на сей раз девиз фестиваля — «Золотой век русской музыки». В свою очередь, художественный руководитель театра Юрий Кочнев подчеркнул, что вектор музыкальному празднику задали две премьеры, которые представлены на сцене саратовского оперного в текущем сезоне. Речь идет об опере «Князь Игорь» и балете «Раймонда». «Не всегда бывает, чтобы в один сезон выпускались два таких капитальных произведения», — сообщил маэстро. Список шедевров русской классики, включенных в программу XXVII фестиваля, продолжают оперы «Русалка» и «Евгений Онегин», балет «Лебединое озеро». Главные партии в них исполнят солисты из Москвы и Челябинска, Мариинского театра.
Юрий Кочнев также рассказал о том, что ждет саратовцев и гостей города в вечер-открытие. 21 мая состоится концерт, в котором прозвучат Увертюра на русские темы, кантата «Из Гомера» Н.Римского-Корсакова, фантазия «От мрака к свету», «Коронационная кантата» А.Глазунова, симфоническая картина «Из Апокалипсиса» А.Лядова, «Поражение Сеннахериба» М.Мусоргского.
Не меньший интерес представляет пьеса «Царь Иудейский», премьера которой намечена на 22 мая. «Мне пламенно хотелось... удовлетворить потребность в зрелищах, душу возвышающих... Хочется верить, что проповедь добра, правды и красоты восторжествует», — так высказался о замысле своего последнего драматического произведения великий князь Константин Романов — двоюродный дядя Николая II, известный всей России писатель, поэт, президент Петербургской Академии наук. Символично, что работу над своим произведением великий князь окончил в Светлую неделю, 6 апреля 1912 года. На страницах пьесы разворачиваются события последних дней земной жизни Спасителя: торжественный вход Иисуса в Иерусалим, молитва его учеников и требование толпы казнить Царя Иудейского, суд Пилата и крестный путь на Голгофу, распятие и смерть Христа, Великая Суббота и чудо Светлого Воскресения. Музыкальные номера, призванные сопровождать сценическое воплощение драмы, принадлежат прославленному композитору-симфонисту Александру Глазунову. Святейший Синод не допустил пьесу на театральные подмостки. Единственная премьера состоялась 9 января 1914 года в придворном театре Эрмитажа. Роль Иосифа Аримафейского, тайного ученика Христа, сыграл сам Великий князь. Вскоре пьеса надолго исчезла с театральных афиш. Незаслуженно забытой оказалась и музыка Глазунова к «Царю Иудейскому». Между тем это одно из самых значительных произведений композитора, занимающее уникальное положение в его творчестве.
Традиционно в рамках фестиваля пройдет Конкурс Конкурсов. На участие в нем уже подано более 50 заявок от вокалистов из Италии, Бельгии, Казахстана, Узбекистана. Четыре заявки поступили из Украины. Прием заявок заканчивается 30 апреля, после этого будут отобраны 12 участников соревнования. В этом году в рамках конкурса опять будет организовано голосование на приз зрительских симпатий. Победителя ждет путевка в Берлин.
2 июня на сцене Саратовского академического театра оперы и балета пройдет концерт «Романтик-рок» киевской группы «Джанго», известной российскому зрителю по саундтрекам к фильмам «Бой с тенью», «Беглянки», «Солдаты». Юрий Кочнев включение «иножанровых» коллективов в программу Собиновского называет «перпендикулярным явлением». В свете последних событий, происходящих в Малороссии, этот «перпендикуляр» видится еще более интригующим. Организаторы фестиваля объяснили свое решение включить концерт «Джанго» в программу форума тем, что «они поют по-русски и несут русскую культуру в массы». Замдиректора Академоперы Николай Шиянов заверил: «Несмотря на ситуацию на Украине, музыканты пообещали, что точно приедут».
Также Николай Евгеньевич сообщил «не очень хорошую новость» для тех, кто еще не успел купить билеты на Собиновский музыкальный фестиваль: практически все билеты на концерты проданы.