25 апреля 2017 04:57 ВТОРНИК
Новости
Объявление
Консультативная юридическая и медицинская помощь лицам, оформляющимся в стационарное учреждение социального обслуживания для престарелых и инвалидов.
Телефон: 8-917-308-51-50.
Вакансия
Редакция приглашает к сотрудничеству
менеджеров по продаже
рекламы на сайт.
Контактный телефон 8-927-226-14-36
Как отдохнуть без лишних вложений
Как бы ни скакал курс евро или доллара, последнее, от чего откажутся россияне, — зимние каникулы. Их, к счастью, никто не отменял. По мнению наших сограждан, в связи с сегодняшней экономической ситуацией в стране туристические агентства и турфирмы, казалось бы, должны были поднять цены на комплексные туры. Однако этого не произошло. Напротив, многие компании, оправдывая доверие своих клиентов, предлагают сейчас довольно выгодные предложения по турам, в том числе и в рассрочку.
Реклама


Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги

Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги

На сцене Саратовского академического театра драмы имени И.А.Слонова завершились гастроли Московского художественного театра имени А.П.Чехова.

Зрителям нашего города МХТ представил три спектакля: «Женитьбу» Н.В.Гоголя в постановке заслуженного артиста России Игоря Золотовицкого, «Контрабас» П.Зюскинда (режиссер Глеб Черепанов), кабаре «19.14» (режиссер Александр Молочников).

«Женитьба»

В рассказе про мхатовскую версию «Женитьбы» напрашивается путь сравнительного анализа – на сцене театра драмы имени И.А.Слонова спектакль по гоголевской пьесе в постановке Антона Коваленко идет с аншлагами шестой год. На пресс-конференции, предваряющей спектакль, режиссер Игорь Золотовицкий отметил: Гоголь особенно актуален сегодня, когда так забалтываются понятия «любовь», «верность», «желание заботиться». «Женитьба», по глубокому убеждению Игоря Яковлевича, помогает задуматься об их важном значении. Как раз то, что обе постановки можно смело охарактеризовать как очень значительные и яркие явления социального характера, и роднит саратовскую и мхатовскую «Женитьбы». В целом же это совершенно разные сценические воплощения пьесы. Антон Коваленко создал картину дня сегодняшнего, в котором, увы, интимный мир человека уступает холодному миру офисов, а страх перед ответственностью за чужую судьбу трактуется жаждой свободы.

Зная добродушно-хулиганский темперамент Игоря Золотовицкого, можно было догадаться: режиссер «возьмет курс» на феерию. Ожидания оправдались. Режиссер пожил в гоголевском мире так вольно и с удовольствием, что у него получилось практические безукоризненное «совершенно невероятное событие в двух действиях». Предельно лаконичные «классические» декорации; аутентичные эпохе костюмы создают удивительный эффект: история женитьбы Подколесина словно в наше время происходит. Актеры (Ирина Пегова, Ольга Барнет, Евгения Добровольская, Станислав Дужников, Юрий Стоянов, Сергей Беляев, Валерий Трошин, Борис Плотников, Мария Сокова, Денис Бобышев) играют с тем легким и бесшабашно-озорным настроением, которое обычно сопровождает на Руси сватовство и свадьбу. Пожалуй, только народный артист России Борис Плотников в роли Жевакина выступает этаким драматическим «тяжеловесом». Его залитый слезами монолог несколько диссонирует с гоголевской буффонадой. Вне всяких похвал Арина Пантелеймоновна в исполнении великолепной Ольги Барнет. Сцены с ее участием настоящий праздник! Интересно решены образы главных героев. Если в «саратовской» Женитьбе Полколесин (заслуженный артист России Игорь Баголей) пребывает в этакой сладкой неге и довольном настроении от своего холостяцкого существования, то в исполнении Станислава Дужникова это робкий малый, попросту пугающийся матримониальных перспектив. Удивительно, что предприимчивому и шебутному другу Кочкареву он при всей робости и инфантильности способен дать резкий отпор. Поэтому каким бы успешным «режиссером» человеческих судеб не оказался «сват» Илья Фомич в исполнении народного артиста России Юрия Стоянова (для него постановщик даже придумал выход в зал, откуда Кочкарев учит Агафью Тихоновну правильно реагировать на реплики женихов), его предприятие в финале обречено на провал. Оттого и Кочкарева жалко (ведь не одному же ему, в браке, мучиться), и, особенно, Агафью Тихоновну. Купеческая дочь (актриса Ирина Пегова) стеснительна, доверчива, с трогательными ямочками на щеках. На замужество она идет сознательно, и предстоящие в жизни перемены заставляют ее очень волноваться. В ее голосе бесконечное количество интонаций. Он приглушенно дрожит, когда Агафья делает выбор между женихами. И ликующе звенит колокольчиком после совместного с Подколесиным исполнения задорной песенки: невеста нашла своего единственного. Поэтому и жаль ее очень, ведь она стала жертвой в истории, определением которой может служить фраза Костика Ромина из «Покровских ворот»: «Осчастливить против желания нельзя». Без сомнения, Ирина Пегова в этом спектакле исполняет ключевую роль во всех смыслах. Яркий образ, блистательная игра — счастье зрителю.

«Контрабас»

Следующим вечером саратовские зрители посмотрели спектакль «Контрабас» по Патрику Зюскинду в постановке Глеба Черепанова.

Автору этих строк ровно семнадцать лет назад посчастливилось увидеть (тоже на сцене Саратовского театра драмы) «Контрабас» театра «Сатирикон». Роль контарабасиста многие критики считают венцом в театральной карьере народного артиста России Константина Райкина. Мысль: «Ведь не переиграешь...», - могла возникнуть, не знай, кто выступит в роли контрабасиста в постановке Глеба Черепанова. Соло на контрабасе, а вернее на самой тончайшей нервной зрительской струне, исполнил один из самых талантливых актеров своего поколения – Константин Хабенский.

В этой роли и Райкин, и Хабенский равновелики, но созданные ими образы музыканта в «Контрабасе» полярны по смыслу. Константин Аркадьевич в свое время священнодействовал именно в моноспектакле. Его герой буквально изрыгал на публику шизофреническую тираду обиженного, завистливого, посредственного человека. Он баррикадировался за ряды пивных ящиков; казалось, жонглировал бутылками, едва успевая сделать судорожный глоток из каждой. Топил свое убогое сознание в алкоголе, отравлял зрителя неприязнью к себе. Было настоящим счастьем наблюдать, как успешный, редкого таланта Райкин с удовольствием и большим вкусом играет своего антипода.

Константин Юрьевич рассказывает о другом. По замыслу Хабенского и Черепанова, спектакль МХТ – «о гибели таланта и обмельчании души». Исповедь главного героя постановки страшна. И спектакль начинается очень тяжелой картинкой. Ворчливый, суетливый словно мышь музыкант сползает в некое подобие подвала на футляре от контрабаса, словно на бобслейных санях в замедленной съемке. Сам футляр очень напоминает мрачный гроб. Да и пространство, в котором обитает герой, условно обжитое. Вглухую обитое матрасами, с захламленным шкафом, серой трубой мусоропровода, обшарпанным холодильником. Несмотря на присутствие одного человека, спектакль можно смело назвать «густонаселенным». Музыкант общается с патефоном, контрабасом, стремянкой, пластинкой, мусоропроводом, облаченным во фрак хозяина квартиры. Метафор тому, как губительно обманывать самого себя, заниматься нелюбимым делом, общаться с людьми, которые не близки, – в спектакле очень много. Контрабасист уже и не живет, скорее существует в мире своих грез, придуманных звуков. Человек, глубоко запутавшийся в том, кто он: хозяин контрабаса или его покорный раб. Трубу патефона он лихорадочно затыкает тряпицей; какофонию, напротив, создает с нескрываемым наслаждением. Создается ощущение, что его монолог обращен не в зал (отрешенный взгляд несчастного музыканта оставляет тяжелейшее ощущение присутствия при том, что на твоих глазах человек сходит с ума). И безумная жалость к этому маленькому человеку рождает в зрителе чувство соавторства «Контрабаса».

«19.14»

Финальным аккордом гастролей Художественного театра стал спектакль «19.14».

«Почему ежегодно появляется так много разнообразных художественных произведений о Второй мировой войне и почти ничего о Первой? Что вообще я знаю о Первой мировой, кроме того, что она началась с убийства эрцгерцога Франца Фердинанда и на ней впервые был использован отравляющий газ? Что такое Великая окопная война, о которой мы знаем разве что из романа Ремарка «На Западном фронте без перемен»? Пожалуй, эти вопросы и вызвали у меня интерес к столь важному и, как мне кажется, занимающему незаслуженно скромное место в нашей памяти, грандиозному эпизоду истории ХХ века. Однако, читая предвоенные дневники и письма жителей стран-противников, меня больше заинтересовало другое: все они были охвачены эйфорией желания воевать, ощущением войны, как некоего прекрасного приключения, которое продлится очень недолго и станет поводом для проявления героизма, борьбы с собственными комплексами и выплеска накопившихся обид к «врагам». Сегодня, оглядываясь на сто лет назад, страшно представить, насколько быстро развеялись эти иллюзии, когда вчерашние жители прекрасных европейских столиц попали на четыре года в окопы, где царили грязь, смерть и безумие. Кажется, человечество постоянно забывает о том, что нет ничего страшнее войны, и в вечном стремлении ее романтизировать раз за разом наступает на одни и те же грабли», – представляет свою постановку на официальном сайте Московского художественного театра автор и режиссер Александр Молочников.

В спектакле рассказывается история нескольких французских и немецких солдат. И как рассказывается! Режиссер для этого избрал жанр кабаре. Путь этих бедолаг — от утопичных фантазий, фанатичного патриотизма, через взаимную ненависть и неизбежность истребления друг друга к полному опустошению, потере каких бы то ни было нравственных ориентиров, саморазрушению комментирует конферансье. Артем Волобуев (ученик недавно ушедшего от нас выдающегося педагога, актера и режиссера Александра Галко) без всяких оговорок проводит эту роль самым выдающимся образом. Представьте: Джим Керри в фильме «Маска», только в костюме не ядовито-зеленом, а тревожно алом, царапающем глаз люрексом. Визуально конферансье таков. И рассказывает он об изобретенных человеком жестокостях ликующим тоном завзятого шоумена. От его запредельных провокаций просто немеешь. В финале с конферансье происходит леденящая кровь метаморфоза. Когда солдаты рассказывают о своей жизни, мы видим, что за столом сидит Смерть, вяло и устало поедающая из их тарелок нехитрый ужин. «19.14» очень необычное зрелище. Оксюморон, получившийся из несоответствия формы и содержания. Но тем самым спектакль несет зрителю еще один message: как легко в погоне за символикой потерять главное, чем для нас является память о войне. И за возвращение к ее священному смыслу низкий поклон создателям постановки.

… В этом году гастроли Художественного театра в нашем городе состоялись в рамках программы «Большие гастроли», разработанной Центром поддержки гастрольной деятельности при министерстве культуры РФ. Спектакли прошли при полных аншлагах. В начале июня академический ТЮЗ Ю.П.Киселева примет студентов Московского колледжа Олега Табакова. Саратов в ожидании!

Автор Елена Маркелова

Фото с официального сайта Московского художественного театра имени А.П.Чехова