20 Февраля 2018 16:35 ВТОРНИК
Новости
Объявление
Консультативная юридическая и медицинская помощь лицам, оформляющимся в стационарное учреждение социального обслуживания для престарелых и инвалидов.
Телефон: 8-917-308-51-50.
Вакансия
Редакция приглашает к сотрудничеству
менеджеров по продаже
рекламы на сайт.
Контактный телефон 8-927-226-14-36
Как отдохнуть без лишних вложений
Как бы ни скакал курс евро или доллара, последнее, от чего откажутся россияне, — зимние каникулы. Их, к счастью, никто не отменял. По мнению наших сограждан, в связи с сегодняшней экономической ситуацией в стране туристические агентства и турфирмы, казалось бы, должны были поднять цены на комплексные туры. Однако этого не произошло. Напротив, многие компании, оправдывая доверие своих клиентов, предлагают сейчас довольно выгодные предложения по турам, в том числе и в рассрочку.
Реклама


«Урод» продолжает триумфальное шествие

«Урод» продолжает триумфальное шествие

Спектакль «Урод» Саратовского академического театра драмы имени И.А.Слонова (постановка пьесы Мариуса фон Майенбурга осуществлена известным режиссером Явором Гырдевым) продолжает свое триумфальное шествие. «Урод» был представлен в Оренбурге, где недавно прошел Первый фестиваль театров Приволжского федерального округа.

Напомним, что абсолютным лидером по количеству наград спектакль стал и по итогам очередного областного фестиваля «Золотой Арлекин». Незатейливую пьесу о том, как «сущий урод» лицом инженер Летте прибегает к помощи пластического хирурга для раскрутки своего изобретения и тем самым теряет себя, болгарский режиссер Явор Гырдев (между прочим, дипломированный бакалавр философии) облек в роскошную сценическую форму. Благодаря великолепной сценографии, музыке, спецэффектам постановщик заложил в спектакль несметное количество смыслов и в первую очередь отвесил отменную оплеуху «силиконово-ботоксной физиономии». В результате сатирическое кабаре — так обозначен жанр «Урода» — отмечено статуэтками за лучшую режиссуру и, собственно, как лучший спектакль-участник.

Еще четырьмя «Арлекинами» был награжден весь актерский ансамбль, задействованный в постановке. В номинации «Лучшая мужская роль» победу одержал заслуженный артист РФ Игорь Баголей. В отличие от своих партнеров Игорь Михайлович исполняет в спектакле одну роль. Но после того, как его герой проходит путь от благодушного семьянина и успешного ученого до абсолютно раздавленного попытками самоидентификации человека, понимаешь: перед нами словно несколько судеб соединились в одном лице. Печальная мысль о том, что, «перекраивая» лицо, в какой-то степени отказываешься от себя прежнего, не покидает на протяжении всего спектакля.

«Золотым Арлекином» за «Лучшую женскую роль» награждена артистка РФ Эльвира Данилина. Как мастерски в одну секунду актриса превращается в «Уроде» из корректной и мягкой Фанни-жены в жесткую старую даму! 73-летняя красавица в исполнении примы театра имени И.А.Слонова не испытывает никаких рефлексий по поводу коррекции внешности и берет от жизни все.

«Лучшая мужская роль второго плана» — в этой номинации лауреатом стал актер Академдрамы, ученик профессора Александра Галко — Андрей Седов. Незадачливый коллега Летте, превращающийся в сына старой Фанни, Карлманн в исполнении Седова - воплощение растерянности от натиска империи искусственной красоты, резко сменяющейся решимостью лечь под нож хирурга. И неважно, с какой целью - тоже продвинуть на рынок свое изобретение или понравиться любимому человеку. Одинокий нелепый сын молодящейся матушки, семенящий за ней то ли с нанокошкой, то ли с нанотаксой... Андрей Седов показал, что способен пребывать не только в амплуа «вечного мачо», но и в образе характерного персонажа.

За виртуозное владение формой «Золотым Арлекином» был награжден заслуженный артист России Владимир Назаров. Шеффлер (в одном случае это начальник Летте, в другом - пластический хирург) в исполнении великолепного артиста бесстрастно-элегантно констатирует уродство инженера. «Начнем с носа» и «Я пока фрукты почищу» из уст Владимира Павловича звучат настолько цинично и в то же время элегантно, что зал встречает каждую реплику Шеффлера смехом.

В Театре музыкальной комедии Оренбурга «Урод» тоже прошел при полном аншлаге. Горячий прием, оказанный артистам, представившим публике прочтение этой современной немецкой пьесы, свидетельствовал об интересе к оригинальному, обращенному к интеллекту зрителей сценическому языку постановки.

Сразу после спектакля состоялось его обсуждение авторитетными отечественными театроведами, фрагменты которого сайт Академдрамы любезно предлагает вашему вниманию.

"Во-первых, здорово, что вы взяли эту пьесу: она замечательно остроумно и элегантно сделана, написана совсем не об уродстве и красоте, а о судьбе личности и грозящей ей унификации в современном мире, — оценка доктора искусствоведения Алексея Бартошевича. — Ваш выбор драматургии верен, потому что публика должна работать головой, и чем активнее, тем лучше.

Я знаю режиссера Явора Гырдева — у него очень большое международное имя — он принадлежит к числу самых крупных мировых режиссеров.

Однако мне кажется, что этот род драматургии требует несколько иного сценического стиля. Пьеса «Урод» напоминает геометрическую, блестяще сделанную теорему, на очень важную ключевую тему, с предельно ясной драматургией. Прием, на котором держится пьеса, придуман умно и в то же время лихо — это редко совпадает. Она принадлежит к той традиции, которая развивается сегодня даже не столько в Германии, сколько в Англии и Франции — и идет от Оскара Уайльда.

Здесь важно не действие само по себе, не характеры персонажей сами по себе, а движение мысли в диалоге, развитие идеи, серия парадоксов, на которой выдержана конструкция. Этот род драматургии требует легчайшего касания, когда все в слове, диалоге, обмене репликами. Это гравюра. А вы, артисты, делаете то, что всегда делает русский актер — создаете характеры.

Характерность, как мне кажется, не совсем то, что отвечает природе этой драматургии. Я понимаю, что когда почти все исполнители играют по две роли, то нужно дать зрителю понять, чем одна роль от другой отличается. Но тем самым вы загоняете себя в ловушку — вы вынуждены играть характеры. В то время, как эмоциональность «Урода» рождается из самого хода мысли, а не из чувств персонажей. Возможно, это противоречит школе, в которой мы все воспитаны, но это так. Этой пьесы нужно касаться кончиками пальцев, а не влезать в нее по локоть. Подчеркиваю, это мой взгляд на стиль, на структуру и сценический язык этой пьесы. Они у нас разные.

Ваши герои — люди офиса, и здесь острейшие столкновения происходят практически с нейтральными лицами, без подчеркивания, то есть их суть — в словесном и интеллектуальном сплетении смыслов. В этом контексте финал спектакля сделан очень сильно, в полном соответствии с логикой постановки. И это очень хороший спектакль. Претензий никаких — вы чудные актеры. В пределах предложенного рисунка вы работаете совершенно адекватно. Но вопросы к самому рисунку, вопросы к режиссеру остаются
".

Доктор филологических наук Маргарита Ваняшова также отметила, что Мариус фон Майенбург становится все более популярным в России — только что в «Гоголь-центре» состоялась премьера его пьесы «М(ученик)» в постановке Кирилла Серебренникова.

«Я бы не сказала, что она тоже решена «легким касанием» — подходы к прочтению Майенбурга действительно могут быть разными, — подчеркнула спикер. — Черный кабинет в сценографии Венелина Шурелова задает графичность, резкость противопоставления, контрастность человеческих абрисов. Игровая природа существует внутри пьесы, начиная с темы двойничества, заявленного в ней.

Я увидела в спектакле почти механическое существование человека в современном мире, почти роботизированное, людей, превратившихся в запрограммированные существа, их компьютерно-технологическое сознание, практически виртуальную реальность.

Реплика — «начнем с носа, это самая заметная часть» — конечно же, обращена к Гоголю, который одним из первых заговорил, что есть лицо и есть безликость. Когда с лица майора Ковалева исчез нос, то оно стало похожим на блин, на ничто, на пустоту, на ноль. В конце повести нос пришел, но лицо не вернулось. Есть лицо, есть безликость, есть лик. В вашем спектакле это движение предполагается.

Трагедия начинается тогда, когда человек не совпадает с собой и с миром, в котором он существует. Герой пьесы — Летте — переживает перемену участи. Главное, что вы сыграли в этом спектакле — подмену личности каким-то игровым эрзацем, когда человек утрачивает собственную сущность и оказывается в пустом пространстве. Самое страшное происходит, когда Летте пытается вернуть самого себя, но это уже невозможно. Прыжок в пространство, замедленный уход в никуда у героя совершается по-набоковски, вызывает в памяти финал «Защиты Лужина» — исчезновение персонажа. Здесь есть о чем говорить, потому что «Урод» — очень достойный спектакль
».

Автор Елена Маркелова