Ольга Егорова: «Я благодарна законодателям, которые убрали понятие «образовательная услуга»
Как мы уже рассказывали, в нашу редакцию поступило обращение от родителей 3 «Е» класса энгельсской школы имени Ю.А. Гагарина, обеспокоенных частой сменой классных руководителей. В результате конструктивного диалога с руководством школы было предложено два варианта решения проблемы: назначение опытного педагога, но уже имеющего нагрузку – учитель ведет параллельный третий класс, или расформирование класса с распределением детей по всем остальным классам. Большинство родителей проголосовали против расформирования и выбрали вариант с назначением опытного педагога.
На сегодняшний день конфликт исчерпан, но возможно ли избежать подобное в будущем? По словам директора школы Ольги Васильевны Егоровой, увы, но частая смена классных руководителей в начальной школе не редкость и вызвана разными причинами. Почему молодые специалисты не спешат устраиваться в школу? Какой должна быть система мотивации для них? Об этом и многом другом мы побеседовали с директором школы имени Ю.А. Гагарина Ольгой Егоровой.
-Ольга Васильевна, как утверждают родители 3 «Е» класса, у их детей на протяжении двух с половиной лет поменялось три классных руководителя. С чем это связано? В вашей практике подобные случаи были?
-В наше время частая смена классных руководителей это, к сожалению, не редкость. Это связано не только с проблемой нехватки педагогических кадров. У всех причины разные - и переезды учителей в другие города, и уходы в декрет, и смена профессии. Вот первый педагог был молодым, начинающим специалистом. Мы возлагали большие надежды на этого учителя. Не могу сказать, что классный руководитель совсем не справлялась со своими обязанностями, однако вопросы с дисциплиной в классе были. По окончании учебного года учитель принял решение покинуть нашу школу и уйти работать в другое учебное учреждение.

Следующим педагогом этого класса стал опытный учитель с большим педагогическим стажем. Однако, проработав всего полгода, решает уйти от нас. Замечу, этот педагог сменил уже несколько мест работы.
Последний классный руководитель уходит в декрет, но это жизнь!
У нас не единственный 3 «Е», где поменялись классные руководители. Разница только в количестве – в других классах поменялось не три учителя, а два. И таких классов у нас еще четыре. Просто там ситуация разрешилась благодаря тому, что классный руководитель согласился одновременно вести два класса.
- Вы предложили родителям два варианта решения проблемы - либо расформирование класса, либо назначение на должность классного руководителя опытного педагога, но который уже занят, поскольку ведёт параллельно другой третий класс. Какой на ваш взгляд оптимальный вариант?
-Действительно, по инициативе администрации школы мы проводили родительское собрание с 3 «Е» классом, где предложили пути решения проблемы. От расформирования класса большинство родителей отказались. Поэтому приняли решение о назначении на должность опытного педагога, который бы вел ребят вплоть до окончания начальной школы. Такой педагог есть, у нее, правда, уже есть нагрузка в виде другого третьего класса, но занятия будут проходить в разные смены. Уверена, что всё получится. И это самый оптимальный вариант в данном случае. Все-таки расформирование класса – это совсем уж крайняя мера.
- Расскажите, пожалуйста, каким образом сегодня осуществляется прием на работу новых классных руководителей начальной школы?
- Мы размещаем объявления о вакансиях на различные сайты о трудоустройстве и к нам начинают поступать звонки от кандидатов. Все начинается с собеседования. Приходят к нам многие, в частности, за последний месяц было около 20 человек. Среди них есть педагоги, которые не сумели устроиться на работу в начале учебного года. Кроме того, к нам приходят специалисты после переподготовки, из других сфер деятельности. Юристы, экономисты, военнослужащие. Теоретически юрист может стать историком. Но вот когда математик хочет переквалифицироваться в учителя английского языка – у меня это вызывает вопросы. Для меня здесь главное – знание своего предмета.
Безусловно, встречаются специалисты, которые смогут работать учителями. Но есть те, кто переквалифицировался только для того, чтобы получать деньги. Таких людей видно сразу.
Сначала собеседование проводит специалист по кадрам, затем заместитель, курирующий начальную школу, а потом уже я. Если у нас троих мнение о кандидате сходится, и оно положительное, тогда мы берем этого специалиста на работу, но обязательно с испытательным сроком.

- Как в целом сегодня обстоят дела с молодыми кадрами? Хотят ли выпускники педагогических вузов идти на работу в школу?
-К нам приходят на работу молодые специалисты в рамках целевой программы поддержки молодых педагогов и развития наставничества в Саратовской области. Некоторые выпускники нашей школы поступали в педагогические вузы именно по целевому направлению. Из общего числа желающих работать в нашей школе примерно 30% составят так называемые «целевики» и 70% - специалисты, прошедшие переподговку.
Молодежь с настороженностью идет в школу. Ведь здесь нужно уметь работать не только с детьми, но и с их родителями. И потом, у многих современных родителей завышенные требования не только к учителям, но и к своим детям.
Но есть положительные примеры. В прошлом году у нас работали три студентки университета. Они учились на 4 курсе, а параллельно проходили здесь практику - вели математику и историю в нашей школе. В течении года мы смотрели на них. Должна сказать, они очень хорошо себя показали, причем, как в учебной деятельности, так и во внеурочной. И после окончания вуза мы им предложили остаться в школе. В этом году им дали уже классное руководство. Рада, что все у них получается.
- Какая разработана система мотивации в школе для учителей?
- Безусловно, у нас есть система мотивации для учителей. В чем это выражается? Начиная с возможности бесплатного посещения нашего бассейна, участия в совместных культурно-спортивных корпоративных мероприятий, приобретения подарков к праздникам для детей наших сотрудников, путевок в санатории. В школе работает профсоюз, который ведет эту работу целенаправленно.


Но самое главное – у нас новая школа, которая максимально оснащена всем самым необходимым и современным для проведения уроков: интерактивные доски, компьютерная техника.

Некоторые учителя предметов, связанных с естественно-научным направлением, проводят интегрированные уроки в нашей библиотеке - по истории физики или истории географии. Все это стало возможным благодаря тому, что у школьников есть компьютеры, интернет и они, выполняя задание, в любой момент могут найти нужную информацию. Кроме того, в прошлом году мы получили компьютерный класс в рамках цифровых образовательных ресурсов. Это отдельный кабинет, где любой учитель может провести занятие. В частности, с этого года в нашей школе проходят уроки по робототехнике.



Это сертифицированная программа в рамках внеурочной деятельности и федерального проекта «Успех каждого ребенка», которая позволяет школьникам осваивать знания в области информатики в необычной и интересной форме. За три месяца учебы по этой программе наша школа успела поучаствовать в муниципальном конкурсе и занять третье место.
Говоря о мотивации, хочу обратить внимание, что в нашей школе молодые специалисты получают неплохую зарплату, с учетом различных надбавок за ведение кружков, стимулирующей части зарплаты, дополнительных часов – не менее 35 000 рублей.
- Сегодня много ведётся разговоров о реформировании в целом школьной системы. Исключено из российского законодательства такое понятие, как «образовательная услуга». А последние два года система образования столкнулась с пандемией и в наш мир прочно вошли понятия «удалёнка» и «дистанционное обучение», со своими плюсами и минусами. Некоторые эксперты считают, что теперь в школе будет применяться комбинированное обучение. Какой вы видите школу будущего?
-Я очень благодарна законодателям, которые все-таки убрали формулировку «образовательная услуга», потому что это никак не укладывалось в голове, во всяком случае тех учителей, которые привыкли отдавать всего себя в школе что называется без остатка, кто душой болеет за детей. И называть это услугой было по меньшей мере не справедливо. В этом году исполняется 25 лет моему педагогическому стажу и, наверное, если бы меня спросили, хочу ли я пройти весь этот путь снова и работать в школе, я бы согласилась.
Это абсолютно моё. Я очень благодарна моему учителю Смирновой Татьяне Александровне, которая многое мне дала, я иду по её стопам.
Все, что касается дистанционного обучения, я, как руководитель школы и как учитель математики, категорически против стопроцентного введения дистанционного обучения в школе.
В первый год пандемии и ухода на дистанционное обучение сложно было всем в школе – и учителям, и детям, и родителям. И это при том, что наша школа, в отличии от многих других, технически оснащена всем необходимым. Но тут начались проблемы в семьях, особенно в многодетных. Там организовать учебный процесс было непросто. Во второй год пандемии стало немного легче. Мы понимали все плюсы и минусы дистанционного обучения, ориентировались на рекомендации СанПиНа, в частности, о том, что нельзя заставлять ребенка весь день учить уроки возле компьютера. Да, использовать дистанционные методы в учебном процессе можно и нужно. Тем более, что сейчас есть очень много интересных и полезных программ, которые мы уже внедряем на уроках и даем их блоками по 5-10 минут. В этом году мы начали работать с Московской электронной школой (МЭШ - единая образовательная платформа, проект для педагогов, детей и родителей- от ред.), материал подается в яркой интересной форме. Детям очень нравится. Вы понимаете, сегодня просто посадить ребенка за листок и ручку – это скучно! Если педагог не идет в ногу со временем, то его дети не воспринимают. Поэтому важно использовать современные образовательные инструменты.

Очень хочется, чтобы в школах развивалось дополнительное образование. В этом плане нашей школе повезло, так как у нас работают педагоги по допобразованию. Дети бегут к этим учителям и до уроков, и после них.

Сейчас педагоги организовали кружок по обучению профессии ведущих праздничных мероприятий, рассказывают детям о том, как написать сценарий будущего праздника. На мой взгляд, это весьма актуальные навыки, которые могут помочь сориентироваться в выборе профессии и пригодятся в будущей взрослой жизни.
Есть хорошая московская программа профориентации «Код будущего». В рамках нее наши коллеги из «Московской электронной школы» предложили нам ввести учебный модуль по программированию, где выпускники 9-10-11 -х классов будут учиться в проекте, по окончании которого станут обладателями сертификатов государственного образца как программисты. Кроме того, наличие сертификатов позволит получить дополнительные баллы при поступлении в вузы.

На будущий год будем рассматривать возможность сотрудничества с предприятиями области. Пока работаем только с вузами, в частности, с Саратовским государственным техническим университетом имени Ю.А. Гагарина. В прошлом году педагоги вуза преподавали здесь, в школе, для наших детей информатику. И вы знаете, это был очень хороший опыт - родители и дети были нам очень благодарны, потому что при поступлении в вузы они увидели реальный результат - и соответствующие знания, и высокие баллы. Так что уверена, такое сотрудничество между школами и вузами надо продолжать. Для многих выпускников это будет хорошая адаптация к следующему этапу обучения – в вузах.

Беседовала Сусанна Оганезова
Фотографии из архива МОУ "СОШ имени Ю. А. Гагарина"

На сегодняшний день конфликт исчерпан, но возможно ли избежать подобное в будущем? По словам директора школы Ольги Васильевны Егоровой, увы, но частая смена классных руководителей в начальной школе не редкость и вызвана разными причинами. Почему молодые специалисты не спешат устраиваться в школу? Какой должна быть система мотивации для них? Об этом и многом другом мы побеседовали с директором школы имени Ю.А. Гагарина Ольгой Егоровой.
-Ольга Васильевна, как утверждают родители 3 «Е» класса, у их детей на протяжении двух с половиной лет поменялось три классных руководителя. С чем это связано? В вашей практике подобные случаи были?
-В наше время частая смена классных руководителей это, к сожалению, не редкость. Это связано не только с проблемой нехватки педагогических кадров. У всех причины разные - и переезды учителей в другие города, и уходы в декрет, и смена профессии. Вот первый педагог был молодым, начинающим специалистом. Мы возлагали большие надежды на этого учителя. Не могу сказать, что классный руководитель совсем не справлялась со своими обязанностями, однако вопросы с дисциплиной в классе были. По окончании учебного года учитель принял решение покинуть нашу школу и уйти работать в другое учебное учреждение.

Следующим педагогом этого класса стал опытный учитель с большим педагогическим стажем. Однако, проработав всего полгода, решает уйти от нас. Замечу, этот педагог сменил уже несколько мест работы.
Последний классный руководитель уходит в декрет, но это жизнь!
У нас не единственный 3 «Е», где поменялись классные руководители. Разница только в количестве – в других классах поменялось не три учителя, а два. И таких классов у нас еще четыре. Просто там ситуация разрешилась благодаря тому, что классный руководитель согласился одновременно вести два класса.
- Вы предложили родителям два варианта решения проблемы - либо расформирование класса, либо назначение на должность классного руководителя опытного педагога, но который уже занят, поскольку ведёт параллельно другой третий класс. Какой на ваш взгляд оптимальный вариант?
-Действительно, по инициативе администрации школы мы проводили родительское собрание с 3 «Е» классом, где предложили пути решения проблемы. От расформирования класса большинство родителей отказались. Поэтому приняли решение о назначении на должность опытного педагога, который бы вел ребят вплоть до окончания начальной школы. Такой педагог есть, у нее, правда, уже есть нагрузка в виде другого третьего класса, но занятия будут проходить в разные смены. Уверена, что всё получится. И это самый оптимальный вариант в данном случае. Все-таки расформирование класса – это совсем уж крайняя мера.
- Расскажите, пожалуйста, каким образом сегодня осуществляется прием на работу новых классных руководителей начальной школы?
- Мы размещаем объявления о вакансиях на различные сайты о трудоустройстве и к нам начинают поступать звонки от кандидатов. Все начинается с собеседования. Приходят к нам многие, в частности, за последний месяц было около 20 человек. Среди них есть педагоги, которые не сумели устроиться на работу в начале учебного года. Кроме того, к нам приходят специалисты после переподготовки, из других сфер деятельности. Юристы, экономисты, военнослужащие. Теоретически юрист может стать историком. Но вот когда математик хочет переквалифицироваться в учителя английского языка – у меня это вызывает вопросы. Для меня здесь главное – знание своего предмета.
Безусловно, встречаются специалисты, которые смогут работать учителями. Но есть те, кто переквалифицировался только для того, чтобы получать деньги. Таких людей видно сразу.
Сначала собеседование проводит специалист по кадрам, затем заместитель, курирующий начальную школу, а потом уже я. Если у нас троих мнение о кандидате сходится, и оно положительное, тогда мы берем этого специалиста на работу, но обязательно с испытательным сроком.

- Как в целом сегодня обстоят дела с молодыми кадрами? Хотят ли выпускники педагогических вузов идти на работу в школу?
-К нам приходят на работу молодые специалисты в рамках целевой программы поддержки молодых педагогов и развития наставничества в Саратовской области. Некоторые выпускники нашей школы поступали в педагогические вузы именно по целевому направлению. Из общего числа желающих работать в нашей школе примерно 30% составят так называемые «целевики» и 70% - специалисты, прошедшие переподговку.
Молодежь с настороженностью идет в школу. Ведь здесь нужно уметь работать не только с детьми, но и с их родителями. И потом, у многих современных родителей завышенные требования не только к учителям, но и к своим детям.
Но есть положительные примеры. В прошлом году у нас работали три студентки университета. Они учились на 4 курсе, а параллельно проходили здесь практику - вели математику и историю в нашей школе. В течении года мы смотрели на них. Должна сказать, они очень хорошо себя показали, причем, как в учебной деятельности, так и во внеурочной. И после окончания вуза мы им предложили остаться в школе. В этом году им дали уже классное руководство. Рада, что все у них получается.
- Какая разработана система мотивации в школе для учителей?
- Безусловно, у нас есть система мотивации для учителей. В чем это выражается? Начиная с возможности бесплатного посещения нашего бассейна, участия в совместных культурно-спортивных корпоративных мероприятий, приобретения подарков к праздникам для детей наших сотрудников, путевок в санатории. В школе работает профсоюз, который ведет эту работу целенаправленно.


Но самое главное – у нас новая школа, которая максимально оснащена всем самым необходимым и современным для проведения уроков: интерактивные доски, компьютерная техника.

Некоторые учителя предметов, связанных с естественно-научным направлением, проводят интегрированные уроки в нашей библиотеке - по истории физики или истории географии. Все это стало возможным благодаря тому, что у школьников есть компьютеры, интернет и они, выполняя задание, в любой момент могут найти нужную информацию. Кроме того, в прошлом году мы получили компьютерный класс в рамках цифровых образовательных ресурсов. Это отдельный кабинет, где любой учитель может провести занятие. В частности, с этого года в нашей школе проходят уроки по робототехнике.



Это сертифицированная программа в рамках внеурочной деятельности и федерального проекта «Успех каждого ребенка», которая позволяет школьникам осваивать знания в области информатики в необычной и интересной форме. За три месяца учебы по этой программе наша школа успела поучаствовать в муниципальном конкурсе и занять третье место.
Говоря о мотивации, хочу обратить внимание, что в нашей школе молодые специалисты получают неплохую зарплату, с учетом различных надбавок за ведение кружков, стимулирующей части зарплаты, дополнительных часов – не менее 35 000 рублей.
- Сегодня много ведётся разговоров о реформировании в целом школьной системы. Исключено из российского законодательства такое понятие, как «образовательная услуга». А последние два года система образования столкнулась с пандемией и в наш мир прочно вошли понятия «удалёнка» и «дистанционное обучение», со своими плюсами и минусами. Некоторые эксперты считают, что теперь в школе будет применяться комбинированное обучение. Какой вы видите школу будущего?
-Я очень благодарна законодателям, которые все-таки убрали формулировку «образовательная услуга», потому что это никак не укладывалось в голове, во всяком случае тех учителей, которые привыкли отдавать всего себя в школе что называется без остатка, кто душой болеет за детей. И называть это услугой было по меньшей мере не справедливо. В этом году исполняется 25 лет моему педагогическому стажу и, наверное, если бы меня спросили, хочу ли я пройти весь этот путь снова и работать в школе, я бы согласилась.
Это абсолютно моё. Я очень благодарна моему учителю Смирновой Татьяне Александровне, которая многое мне дала, я иду по её стопам.
Все, что касается дистанционного обучения, я, как руководитель школы и как учитель математики, категорически против стопроцентного введения дистанционного обучения в школе.
В первый год пандемии и ухода на дистанционное обучение сложно было всем в школе – и учителям, и детям, и родителям. И это при том, что наша школа, в отличии от многих других, технически оснащена всем необходимым. Но тут начались проблемы в семьях, особенно в многодетных. Там организовать учебный процесс было непросто. Во второй год пандемии стало немного легче. Мы понимали все плюсы и минусы дистанционного обучения, ориентировались на рекомендации СанПиНа, в частности, о том, что нельзя заставлять ребенка весь день учить уроки возле компьютера. Да, использовать дистанционные методы в учебном процессе можно и нужно. Тем более, что сейчас есть очень много интересных и полезных программ, которые мы уже внедряем на уроках и даем их блоками по 5-10 минут. В этом году мы начали работать с Московской электронной школой (МЭШ - единая образовательная платформа, проект для педагогов, детей и родителей- от ред.), материал подается в яркой интересной форме. Детям очень нравится. Вы понимаете, сегодня просто посадить ребенка за листок и ручку – это скучно! Если педагог не идет в ногу со временем, то его дети не воспринимают. Поэтому важно использовать современные образовательные инструменты.

Очень хочется, чтобы в школах развивалось дополнительное образование. В этом плане нашей школе повезло, так как у нас работают педагоги по допобразованию. Дети бегут к этим учителям и до уроков, и после них.

Сейчас педагоги организовали кружок по обучению профессии ведущих праздничных мероприятий, рассказывают детям о том, как написать сценарий будущего праздника. На мой взгляд, это весьма актуальные навыки, которые могут помочь сориентироваться в выборе профессии и пригодятся в будущей взрослой жизни.
Есть хорошая московская программа профориентации «Код будущего». В рамках нее наши коллеги из «Московской электронной школы» предложили нам ввести учебный модуль по программированию, где выпускники 9-10-11 -х классов будут учиться в проекте, по окончании которого станут обладателями сертификатов государственного образца как программисты. Кроме того, наличие сертификатов позволит получить дополнительные баллы при поступлении в вузы.

На будущий год будем рассматривать возможность сотрудничества с предприятиями области. Пока работаем только с вузами, в частности, с Саратовским государственным техническим университетом имени Ю.А. Гагарина. В прошлом году педагоги вуза преподавали здесь, в школе, для наших детей информатику. И вы знаете, это был очень хороший опыт - родители и дети были нам очень благодарны, потому что при поступлении в вузы они увидели реальный результат - и соответствующие знания, и высокие баллы. Так что уверена, такое сотрудничество между школами и вузами надо продолжать. Для многих выпускников это будет хорошая адаптация к следующему этапу обучения – в вузах.

Беседовала Сусанна Оганезова
Фотографии из архива МОУ "СОШ имени Ю. А. Гагарина"