30 сентября 2022 ПЯТНИЦА
Новости
«Состав Победы» — это 16 видеороликов, посвященных участию железнодорожников в Великой Отечественной войне. Темы роликов — это неизвестные широкой аудитории факты, события, связанные с вкладом железнодорожников в общую Победу.
Министр здравоохранения Саратовской области Олег Костин: "Заработная плата медицинских работников – на моем личном контроле
Карта распространения короновируса COVID-19
В Саратове снижен налог на прибыль для инвесторов
Льготная ипотека для сельчан: в работе 50 заявок от жителей области на сумму 81,1 миллиона рублей, половина уже одобрены

Легкость и драматизм «Бешеных денег»

Саратовский академический театр драмы имени И.А.Слонова представил на суд зрителя премьеру спектакля по пьесе Александра Николаевича Островского «Бешеные деньги». На сцене Академдрамы — хрестоматийная история корыстолюбивых матери и дочери Чебоксаровых, где старшая изо всех сил пытается повыгоднее выдать чадо замуж. На саратовской сцене пьеса засверкала как затейливое, искусно созданное старинное украшение. И из моды этой «драгоценности» никогда не выйти по причине ее изысканности и отменного вкуса.

Саратовский академический театр драмы имени И.А.Слонова представил на суд зрителя премьеру спектакля по пьесе Александра Николаевича Островского «Бешеные деньги». На сцене Академдрамы — хрестоматийная история корыстолюбивых матери и дочери Чебоксаровых, где старшая изо всех сил пытается повыгоднее выдать чадо замуж. На саратовской сцене пьеса засверкала как затейливое, искусно созданное старинное украшение. И из моды этой «драгоценности» никогда не выйти по причине ее изысканности и отменного вкуса.

aMdcIYRxC26.jpgРежиссер спектакля, продолжатель традиций Эфроса, Товстоногова, Туманишвили, народный артист России, профессор Ярославского театрального института Александр Кузин создал именно такой спектакль. Если отечественными театрами советского времени пьесы Островского трактовались в основном в социально-политическом ключе, то Александр Кузин на примере «Бешеных денег» показал их актуальность с точки зрения превращений, которые происходят в человеке под влиянием социальных реформ. Пореформенную пьесу Островского Александр Сергеевич «оставляет в эпохе», мастерски создавая на сцене колорит купеческой Москвы (браво художнику Юрию Наместникову, автору изысканнейших костюмов для спектакля). И то воодушевление, с каким играли актеры и с каким зал принял спектакль, показало, до чего же зритель соскучился по настоящей классике. Возможно, есть какой-то особый умысел в том, если Татьяна Ларина во время написания Онегину послания глушит волнение Henessy, да и Русалку на подводной лодке представить несложно. Но «Бешеные деньги» по-саратовски показали, что глотком свежего воздуха для современного театрального зрителя является именно бережное отношение к классическому произведению. «Ну ведь ничего ж придумывать не надо», — риторический рефрен из уст моего коллеги сопровождал многие реплики актеров на сцене. Согласна. Но поражало еще и то, насколько созвучна пьеса сегодняшнему дню в событийном плане. Она словно написана Островским на днях, по заказу Академдрамы. Как и в далеком 1862 году, стремительно наживаются миллионы и так же стремительно объявляется банкротство, мамы толкают несмышленых дочек на подиум, заставляют их худеть, чтобы выгоднее отдать замуж. Саратовские актеры играют про это одновременно легко и глубоко.

Образ Лидии в представлении режиссера достаточно статичен и на протяжении пьесы никак не эволюционирует. Исполнительница главной женской роли Зоя Юдина вняла установкам постановщика на все сто. Ее Лидинька Чебоксарова с первых мгновений появления на сцене властно декларирует свою жизненную позицию, неся жажду роскоши, словно знамя над головой. Перед нами далеко не нежный бутон. Это расчетливая хищница, тонкий игрок в страсть, если это необходимо для достижения главной цели — заполучить богатого мужа. В сцене на аскетичной съемной квартире ее взгляд просто инфернален. Старшая Чебоксарова (актриса Евгения Торгашова) на фоне дочери просто ее покорная тень. В нашей беседе Александр Кузин признался, что в своем спектакле на авансцену он вывел Василькова. Актер Александр Кузьмин мастерски, подробно показывает превращение полного надежд романтика в здравомыслящего дельца. Дельца, но не циника. Вообще, харизма этого актера позволяет предполагать, что даже конченый подлец в его исполнении приобретет положительные черты. В «Бешеных деньгах» Васильков, каким его трактует Александр Кузьмин, назначает Лидии цену во спасение, потому что любовь все еще живет в его душе.

Третий вариант взаимоотношений с деньгами в спектакле представляет трио праздных столичных гуляк: Телятев (Андрей Седов), Глумов (Александр Каспаров), Кучумов (заслуженный артист России Виктор Мамонов). Стремительность и легкость, которые сообщает действию их появление, — своеобразная метафора той скорости, с которой кружат голову и утекают из кармана именно «бешеные деньги». Если традиционно троица господ в основном изобличалась как средоточие никчемности, то в спектакле Академдрамы как раз они, чьи карманы — «проводники» легких денег, предстают перед зрителем по-настоящему счастливыми людьми в своей бесшабашности. Князиньке (Виктору Мамонову) все хорошо:  порция «певменей» симпатично-лукаво выдается за устрицы, так же, мысленно отправив Лидии сорок тысяч, он относится к этому как к свершившемуся факту. Глумову (Александр Каспаров) перспектива карьеры альфонса представляется хеппи-эндом. Особых слов заслуживает Телятев. Ироничный мот в исполнении Андрея Седова жизнелюбив и непосредственен: и в порыве минутной страсти, и в желании снабдить влюбленного товарища дельным советом, и в ежесекундной готовности сесть в долговую яму. И хотя эти господа лишены какой-либо социальной значимости для общества, в их руках очень весомый, выгодно отличающий от дельцов козырь: жажда наживы для них не является фетишем.

Спектакль «Бешеные деньги» у Александра Кузина получился легким, веселым и воздушным, как зефир. От этого особенно драматична ключевая мысль спектакля, что современные товарно-денежные реалии — беспощадный молох, пережевывающий внутренний мир человека до «тузикогрелочного» состояния и поселяющий в нем кризис души. Во всяком случае, после премьеры у входа в театр образовался занавес из табачного дыма. Зрители курили, не торопясь покидать Академдраму. О чем думали? О том, что счастье не в деньгах? Или о том, что смысл жизни в самой жизни? Бесспорно одно. Премьера Академдрамы наглядно и ярко показала, что в театральном пространстве справиться с кризисными состояниями души помогает классика. Причем классика в чистом виде.