13 декабря 2024 ПЯТНИЦА
Новости

НЕИСЧЕЗАЮЩИЙ ТЕАТР

«ДРАМАСАРАТОВ 1996-2016 ТИРЕ МЕЖДУ ДВУМЯ ДАТАМИ». Так необычно и странно называется вышедшая в свет в 2016 году книга театроведа Ольги Харитоновой. Её невозможно купить, но пока еще можно получить в подарок.

НЕИСЧЕЗАЮЩИЙ ТЕАТР

Начав читать книгу «ДРАМАСАРАТОВ», сложно оторваться. На первый взгляд, в ней все просто. Автор несколько лет работала одновременно обозревателем в газете «Саратов» и заведующей литературной частью в Саратовском академическом театре драмы. А потом, собрала под одной обложкой большую часть своих публикаций об этом театре, расположив их, не мудрствуя лукаво, в хронологическом порядке – от 1996-го до 2016 года. Казалось бы, что еще проще? А вот, поди ж ты, читаешь и чувствуешь, как на твоих глазах весь этот массив заметок о премьерах и гастролях, интервью с актерами и режиссерами начинает терять эффект сиюминутности и «репортажности» и обретать форму потока истории.
Истории, показанной изнутри, и внутренне честной и полной. Когда ни одно событие, которое автор считает важным для театра и его развития, не пропущено, не забыто, не потеряно во времени.

НЕИСЧЕЗАЮЩИЙ ТЕАТР

Хорошо зная законы драматургии и секреты режиссерской работы, Ольга Харитонова сумела и в книге точно определить место действия и роль каждому основному персонажу, на котором лежала в тот или иной период большая ответственность за судьбу театра, всем основным спектаклям того времени, каждому из создателей постановок. При этом вдохнула в проект новую жизнь. Придала новые смыслы. И продлила во времени прошедшие и уже подзабываемые ощущения.

НЕИСЧЕЗАЮЩИЙ ТЕАТР
«Член правительства», 1980 год


Считается, что театральное искусство существует исключительно здесь и сейчас. Оно исчезает в тот момент, когда опускается занавес, ведь совершенно неизвестно, повторится ли завтра то, что произошло на сцене сегодня. Оно исчезает всегда. В этом – в невозможности зафиксировать и сохранить, передать другим поколениям зрителей то, что возникло на сцене сегодня, – драматизм театрального искусства. Но вот читаешь книгу «ДРАМАСАРАТОВ» и убеждаешься, что автору удивительным образом это удается. Зафиксировать. Сохранить. Передать дальше по времени.
Все главы книги, словно архивные материалы, строго «описаны». В конце каждой указаны дата, когда был опубликован материал: 13 января 1996 года.., 19 сентября 2003 года.., январь 2016 года. И издание: «Саратов», «Саратов – Столица Поволжья», «Саратовская областная газета», «Рампа», «Вестник культуры», «Современная драматургия»…
Если определить жанр книги, безусловно, это – театральная документалистика. Исследование, опирающееся на архивные факты и документы (в данном случае – публикации в прессе). Только весь этот «спектакль» исполнен одним «актером». Журналист Ольга Харитонова создала «документы». Театровед Харитонова их собрала, исследовала, обобщила и проанализировала. Она же организовала книжный текст и издала его. Аплодисменты!
Статьи и интервью, составляющие книгу, писались «по горячим следам», в расчете на сиюминутный отклик публики. Но читаешь и чувствуешь, что и десять и двадцать лет спустя сохраняют они необыкновенную энергетику, эмоциональный меседж, которые в свое время и, как видим, через годы посылали зрителям и читателям театр и театральный обозреватель. Не это ли самое сложное в попытках зафиксировать театральное искусство – сохранить энергетику спектакля и актерского творчества?

НЕИСЧЕЗАЮЩИЙ ТЕАТР
В фойе театра


В самом начале книги, в главе-интервью «Чтобы сыграть Отелло, совершенно не обязательно задушить свою жену», опубликованном в газете «Саратов» в далеком уже 1998 году, актер Владимир Калисанов говорит: «На сцене происходит главное для актера… Если человек, который читает газету «Саратов» хочет действительно что-то понять про актера, он должен пойти в театр». Если что-то хочешь понять про актера – смотри его на сцене – вот та мера дозволенности вторжения в личную жизнь людей театра, которую позволяет себе и автор книги.
Ольга Харитонова всегда совершенно точно представляет, что касается публики, а что публики не касается: «Сама не терплю, когда кто-то лезет в мое личное пространство и стараюсь не трогать человека в том, что не касается публики». Такая позиция может показаться странной для газетчика последнего двадцатилетия всеобщей любви выворачивания наизнанку и выставления себя напоказ. Но только не для автора книги. Ольгу Харитонову интересует артист как артист, а не как чей-то муж, жена, любовник или дачник. Крайне редко она, отлично знающая частную жизнь актеров, позволяет себе задавать вопросы, не касающиеся творчества. И при этом взятые ею интервью читаются на одном дыхании, в полной мере раскрывают личность актера. Более того, от страницы к странице читателю становится все более ясно, что автор год за годом прописывает, создает вполне себе зримое театральное пространство внутри города, этакий центр духовного притяжения. Сама-то автор книги знает, что делает, с самого начала. Не случайно в первой же главе, в рождественской публикации 1996 года о восхитительно бесстрашной Людмиле Гришиной, народной артистке России, читаем: «Реальность можно обмануть, но сотканный из её рвущейся ткани образ – никогда… Образ трагической клоунессы, да еще воспоминания и сны… придают явлению Людмилы Гришиной в театральной жизни нашего города его подлинный масштаб». Владимир Аукштыкальнис, Валентина Ермакова, Александр Дзекун, Александр Галко, Антон Кузнецов, Игорь Баголей, Евгений Виноградов, Тамара Джураева, Валентина Федотова, Григорий Аредаков и многие, многие другие герои публикаций и книги, все они для автора – люди театра на подмостках жизни. Все – явления! Все придают театральной жизни Саратова подлинный масштаб.

НЕИСЧЕЗАЮЩИЙ ТЕАТР
«Женитьба Фигаро» 2000 г.


Самое замечательное в книге то, что читая её, понимаешь, что это не повествование об уже прошедших днях и событиях, написанное по выстраданному и осмысленному автором после долгих размышлений плану. А фактически единый, не прерываемый два десятилетия «репортаж» о театре и времени. О театре во времени. О времени, отражающемся в театре.
Да, в театре невозможно отразить абсолютно объективно реальность. Это факт. Как факт и то, что, читая книгу Ольги Харитоновой, постепенно начинаешь понимать: честное отношение театра к публике и честное отношение критика к театру и зрителю позволяют создать объективную картину не только театральных событий, но и культурной среды, в которой существует ЭТОТ театр. И тогда в «тире между двумя датами» в подзаголовке книги начинает появляться ощущение наполненности времени. А театр предстает как абсолютная модель мира.
– Мысль о том, что театр – это модель мира, в котором мы живем, не сразу понятна, – говорила Ольга в одном из наших с ней разговоров после выхода книги. – Нужно прожить тоталитарный режим, нужно прожить попытку демократии, нужно прожить «постдраматический» период, чтобы понять не просто на словах, а что называется, воочию, на собственной жизни, что это – абсолютная модель мира. И модель внутренних взаимоотношений общества. И модель творчества. И модель социальная, философская – какая угодно. Театральная модель абсолютно адекватна тому времени, в котором театр существует.

НЕИСЧЕЗАЮЩИЙ ТЕАТР
Франция, Лилль 2002 г.


Если смотреть с этой точки зрения, то странное название книги «ДРАМАСАРАТОВ» предстает во всей своей многослойности: ТЕАТР ДРАМЫ САРАТОВА, ДРАМА ТЕАТРА САРАТОВА, ДРАМА САРАТОВА… И ты понимаешь, как права автор: все понятия слитны и трудно разделимы. Это становится ясно и читателю. Хотя напрямую об этом в книге нет ни строчки. Ну, быть может, только в одном месте. В заметках о столь значимых для Саратовского театра драмы французских гастролях 2002 года театральный обозреватель газеты «Саратов – Столица Поволжья» Ольга Харитонова позволяет себе откровенно публицистический тон: «Побывав во Франции, я поняла, что то, что мне казалось порой в поведении худрука академдрамы Антона Кузнецова проявлением юношеского максимализма, является на самом дела привычкой к нормальной работе, сформированной здесь, и нежеланием мириться с идиотизмами отечественного бытия, которые прочно овладели нашим внутренним пространством… Тот, кто делает дело и отвечает за него, обязан быть поддержан своим государством. Как это происходит во Франции. Мы же предпочитаем утопать в словоблудии. А на руководящих должностях держать тех, кто не мешает воровать. Или и подумать не смеет о каком-нибудь самостоятельном решении. Познакомившись с организацией театрального дела и творческого процесса во Франции, понимаешь: внутри этой системы есть свои сложные проблемы, но она функционирует… Наша система мертва. И предпочитает души мертвые… То, что Кузнецов вместе со своей труппой и их общей продукцией оказались жизнеспособны в нынешней России и конкурентоспособны на европейском рынке, никому ничего не доказало».
Драма театра драмы Саратова. Драма Саратова…

НЕИСЧЕЗАЮЩИЙ ТЕАТР
«Гамлет», 2008


Мне казалось и кажется, что во все времена истории этого театра внимание города к нему и к людям, которые в нем работали, не соответствовало тому, что реально в театре происходило, не соответствовало величинам тех людей, которые здесь трудились, – говорит автор книги сегодня. – Возможно, здесь дело и в самом театре и его людях, которых сущность жизни всегда волновала больше, чем та суета, которая вокруг происходила. Которые не умели, и не желали пиариться. Так или иначе, театр заслуживает гораздо большего внимания, чем имеет. Что я имею в виду, говоря о внимании? Просто поддержку всех. Поддержку власти. Поддержку театральной общественности. Поддержку публики. Оценку работы, адекватную этой работе. И того, и другого и третьего театр заслуживает больше, чем оно есть реально.

Здесь справедливости ради следует заметить, что сама книга «ДРАМАСАРАТОВ» - это как раз не столь частое материальное воплощение поддержки академдрамы. Поддержки, оказанной Некоммерческим благотворительным фондом Олега Табакова. Огромное спасибо ему за это. Именно потому, что это некоммерческий проект, книга не продается. Но она есть в библиотеках города, и все желающие могут получить ее от автора в подарок.

НЕИСЧЕЗАЮЩИЙ ТЕАТР
«Дом, где разбиваются сердца» 2013 г.


…..На презентации книги «ДРАМАСАРАТОВ» автора спрашивали, почему, судя по датам в книге, последние годы она публикует свои материалы в прессе всё реже и реже. «Ответ очень простой, - отвечала Ольга. – Публиковаться стало негде. Сейчас писать о театре негде».
Интервью с Вероникой Виноградовой не случайно стало в книге последним материалом. Оно отсылает читателей и зрителей к сайту театра. Цикл «Правила жизни», который завлит театра Ольга Харитонова там делает, – это попытка так или иначе, в более современном виде продолжать писать о театре.
Хотите прочитать, чем живет сегодня театр? Наберите в поисковике своего компьютера: драмасаратов.

Наталья Дегтярева