6 декабря 2024 ПЯТНИЦА
Новости
Серж Головач о соцсетях, фотогеничности и критериях ценности искусства

Живые портреты

Серж Головач. Фото: Александра Остроухова


Не так давно художник Серж Головач переопубликовал на своей странице в фейсбуке работы из спецпроекта "Порода Великих/ Корифеи. Проект был снят им в 2006 году для журнала «L`Officiel», и печатался в рубрике «Персонажи». Эти портреты стали поводом для разговора о портретной съёмке и не только

Живые портреты

Армен Джигарханян


Мы созваниваемся по скайпу. Неудачно. "Набираю" через messenger в iPad ... Серж, привет, вот тебе, кстати, первый вопрос: не считаешь ли ты интернет-общение суррогатом?

Нет. Что плохого? Мы сейчас в разных концах земли, а я могу увидеть тебя и спросить "как дела?" в режиме реального времени. Я слежу за всеми новинками в этой "отрасли". Стараюсь осваивать, внедрять и применять, но все равно не успеваю. Вот сейчас, например, не понимаю, "через что" ты мне звонишь. Ретроградом в этом смысле в наше время быть уже просто смешно, но и "потерять себя" в сетях, тоже можно запросто.
Я, например, начав применять все это одним из первых, сейчас использую только для работы. Для практичности "переключаю" все на Фейсбук и просто получаю актуальные уведомления о том, что там "происходит" во всех других "моих профилях". Но, разумеется, живого общения не заменит ничто и никогда. И тут, наверное, важен баланс.

Живые портреты

Сергей Шакуров


- Существует ли для тебя понятие фотогеничности?

Скорее, для меня существует понятие "умения управлять своей физиогномикой". Умение выполнить поставленную задачу. Разумеется, когда мы говорим о профессиональных актерах, в большинстве случаев, и для модели и для фотографа - это отдельный вид искусства. Тогда - Вы оба - часть одной профессии. Вспоминаю историю, как проходили съёмки покойного Александра Абдулова.

Живые портреты

Александр Абдулов


Продюсерская задача перед съемкой стояла предельно конкретная: актёр в смокинге с бабочкой - вид вполне классичный - но при этом, человек вспоминает историю из своего детства, историю про Новый год, про своё восприятие этого праздника тогда... Внимание! - это 2006 год - съёмка на плёнку ! Ни ты, ни модель не видите никакого результата в процессе! Впереди ещё таинство проявки пленки. И кадров всего 36, а не бесконечность возможности нажать пальцем на спусковую кнопку и тут же оценить результат. На съемку отведено три часа. Актер по каким-то причинам задерживается. И, когда он , наконец, входит в помещение театра, по факту получается, что на выполнение довольно сложной задачи проекта у нас всего 15 минут, пока звучат три театральных звонка. И это ещё при том, что Абдулов в том спектакле должен появиться на сцене едва ли не первым. И тут я наблюдаю настоящее чудо. Актёр перевоплощается мгновенно! "Достает" нужную эмоцию. И я понимаю, что за эти волшебные спасительные 15 минут, мы оба выполняем далеко не простую работу, на которую было отведено три часа, и я точно знаю, что моя часть контракта совершенно определённо выполнена! Но так, безусловно, бывает далеко не всегда.

Живые портреты

Александр Збруев

А важен ли личный контакт с моделью? Может ли сказаться на результате съёмок оттенок приязни, неприязни... Не знаю, плохого настроения, усталости. И к черту тогда профессионализм обоих? Существуют ли опять же профессиональные рецепты устранения такого эффекта?

Готовых рецептов, как вы понимаете, нет и не должно быть ни в одном творческом процессе. Особенно, если речь идет о работе фотограф-модель - это сотворчество. Конечно, контакт важен. Вот вам ещё пример: я снимал "историю" для журнала Sex& the City, тогда он принадлежал издательской группе "Парлан". Замечательный актёр Гоша Куценко должен был предстать в образе такого, будем говорить, "гламурного" дальнобойщика. Ну, такова была преамбула к съёмке. Антураж - какая-то промзона... Грузовики... Сажа... Интересный актёр - человек и талантливый, и профессиональный.

Живые портреты

Эммануил Виторган


Сюжет - тоже определенный творческий вызов. Можно было бы увлечься всем участникам процесса и зажечься вдохновением. Но работа не получается. Вот не идёт и все! Я пытаюсь по ходу дела режиссировать, но чувствую, что нет ни процесса, ни результата. И вдруг редактор журнала откуда-то из-за угла выкрикнула: "Головач!". Откликнулся Куценко: "А! Так вы Головач?!" Ну да, - говорю - скромно подтверждаю свою личность (смеётся). И тут вдруг человек достал себя из футляра, раскрылся, вспомнив, что мы знакомы по другим проектам, расслабился. Возникла эмпатия. Доверие. И нужный сюжет мы сняли мгновенно.

Живые портреты

Мария Миронова


"Современное искусство" - понятие эластичное. В столицах, да и не в столицах едва ли не ежедневно открывается десяток вернисажей. Твой личный критерий - где искусство, а где - профанация?

Ответ на этот вопрос придуман не мной. И критерий по большому счёту - один: если художник заявляет, что он художник, если результат своей работы он готов представить публике, заявив тем самым : "это моё искусство". Ну и, конечно, если выставляется оно на территории, официально объявленной, как "территория искусства".

Живые портреты

Елизавета Боярская


То есть - музей, галерея, общественное пространство, задействованное под фестиваль, биеннале, триеннале и так далее. Павленского и акционизм вообще мы сейчас не берём. Это тема сложнее. Ну а дальше уже - суд зрителя. Причём, разумеется, не профанного, а именно, профессионального - кураторы, искусствоведы, критики, экспертное мнение которых достаточно авторитетно для того, чтобы определить: что нового сказал художник, и сказал ли вообще.

Живые портреты

Екатерина Гусева


Живые портреты

Рената Литвинова


Что за последнее время - не скажу впечатлило - заинтересовало тебя, как зрителя?

За последнее время - серия живописи Владимира Дубосарского "Говорит и показывает ФБ" в Музейно-выставочном центре "Рабочий и колхозница".
По мотивам фотографий из Фейсбука (Это опять же к вопросу о влиянии технологий на жизнь). Дубосарский, скачав фотографии пользователей из Фейсбука , переписал их маслом на холсте. Получилось такое "архаическое архивирование". На, мой взгляд, проект зрелищный и многозначный, опять же в русле той темы, которую мы обсуждаем.

Живые портреты

Ирина Пегова


Недавно на вернисаже, кстати, я встретил именитого искусствоведа Виталия Пацюкова (ГЦСИ). Мы вспомнили, как 12 лет назад говорили вот о чем - почему никто не изобретет технически универсальный способ преобразования любых цветных изображений. Прошло не так много времени и изобретатели нашлись - существует проект Prisma для обработки фотографий. Я уверен - они себя выгодно продадут и будут успешны.
Сейчас сброшу тебе картинку - как это выглядит. Лови Венедиктова с Хазановым.

Живые портреты

Алексей Венедиктов и Геннадий Хазанов. Из Инстаграма Алексея Венедиктова.


Ну и финальный вопрос: ты вечно чему-то учишься, образовываешься, а какой предмет тебе хотелось, но не удавалось освоить. А он нужен?

Трудно сказать. Всегда любил математику. Занимал места на разных олимпиадах. Но вот высшая математика для меня где-то в эмпириях. С другой стороны, вся наша жизнь уже почти в нейронных сетях. Они повсюду. А это и есть математика, которую каждый из нас хорошо или плохо, но когда -то учил. Мы не знаем, через 20 или 70 лет, но искусственный интеллект будет изобретён. Роботы уже рисуют, пишут, даже пародируют стихи. Мог ли я в 2006 году, снимая на плёнку панорамные портреты, предположить, что всего лишь через десять лет ремесло фотографа, ну если не вымрет, то смысл его и функции себя практически исчерпают. А пленочные кадры десятилетней давности обретут музейную ценность? Важно, наверное, быть адаптивным, адекватным новой реальности. Процитирую Станислава Белковского: "перепрограммирование жизненного задания — важнейший способ пролонгации жизни".

Живые портреты

Серж Головач. Фото: Анатолия Яковлева


Беседовала Вероника Чернышева
Иллюстрации предоставлены автором Сержем Головачом, исходные кадры хранятся в архивах МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА (Московский Дом Фотографии)

Женские портреты опубликованы в рубрике «Персонажи» - спецпроект «Слёзы по заказу»,
Журнал «L`Officiel», №92 (ноябрь 2007)
Фото: Серж Головач / стилист и продюсер: Александра Подпоринова /
Причёска: Игорь Толстиков / макияж: Елена Штицкая / ретушь: Юлия
Пономарева, Арторик Магомедов / директор фотослужбы: Галина Савельева
/ главный редактор и креативный директор: Эвелина Хромченко