Художник-психолог Ольга Казакова: «Быть счастливым — это означает быть самим собой»
Мы все бежим куда-то в поисках смысла жизни, ищем для себя чего-то лучшего, что непременно сделает нас счастливее, богаче, успешнее, чем мы есть сейчас. Бежим, как правило, не сразу замечая, что это бег по кругу, и вокруг сменяются только декорации, а клубок проблем не только не становится меньше, но, напротив, разросся до таких масштабов, что счастье за ним уже и не проглядывается. Но мы продолжаем свой бег снова и снова, начиная все с нуля, проходя через боль и страдания, наступая на одни и те же грабли. А в это время судьба постоянно подбрасывает нам знаки, указывающие то единственно правильное направление, которое даст нам желаемый результат и выведет на новый жизненный уровень. Всего-навсего нужно уметь считывать, понимать и применять эти знаки. Саратовская художница-психолог Ольга Казакова посвятила этому большую часть своей жизни, создав свое направление ЗНАК-АРТ, и сегодня она не только может видеть знаки, рассказывать о них, но и придавать им форму с помощью кисти и красок. Именно таким путем она пришла к своему счастью и помогает в этом другим людям. Мы попросили ее подробнее рассказать читателям «Известий российских регионов» о себе, Знакотерапии и творчестве, а также немного приоткрыть тайну считывания знаков.
— Как вы пришли к художественному творчеству?
— Жила-была Я и тянулась к прекрасному. Мама показывала на облака и рассказывала чудесные истории: вон то облако похоже на верблюда, а это — на коня… Я росла и старалась увидеть причудливые узоры во всем: траве, деревьях, стенах, вроде бы ничем не примечательных. В четыре года я начала читать, но рисовать еще не умела. Мама показывала, как это делают все. Она брала рисунок. Простой обычный рисунок, копировала его и раскрашивала, предлагая тем же самым заняться и мне. Но брать чужое не хотелось, и, что самое главное, копировать не получалось. Мама не настаивала, мол, ну, не дано тебе срисовывать, значит, думай и рисуй что-то свое. И я рисовала. Так что, сколько себя помню, в состоянии творчества я находилась всегда, с самого детства. К тому же я росла в семье, где все было связано с миром искусства. Мой дед был членом Союза художников, и мы детьми бегали к нему в мастерскую, где играли с красками. Мама дружила с преподавателем Саратовского художественного училища им. А.П.Боголюбова Лидией Захаровой, муж которой, Михаил Иванович Поросянкин, в то время был директором училища. Мы часто ходили в гости, на выставки и в гости к художникам. В нашем доме всегда были этюдники и кисточки, а также много книг по искусству, которые мама часто покупала. Когда я рисовала, она рассказывала мне о прекрасном, о художниках, перспективе и натюрмортах. Можно было бы сказать, что мое творчество — это мамина заслуга, но, анализируя свои ощущения, я поняла, что в состоянии творчества я находилась изначально. Оно не навязанное и не привнесенное извне — мама лишь помогла открыть его для меня, достать то, что было заложено, возможно, задолго до моего рождения. А дальше жизнь складывалась так, что ее нельзя было уже отделить от творческого процесса. В первом классе я посещала кружок изобразительного искусства во Дворце пионеров, стала победителем конкурса, а картину отобрали для показа по телевидению. Тогда только все начиналось…
— Насколько необходимо, по вашему мнению, профессиональное художественное образование для того, чтобы писать картины?
— Если обобщать, то люди делятся на тех, кого поцеловал в темечко Бог, и ремесленников. И те и другие нужны людям. Одни годами учатся технологии и живут дальше в рамках своего умения. Другие расширяют границы возможного и создают что-то новое, свое, уникальное. Но я считаю, что художник — это или божий дар, или яичница, как и в любой другой профессии. Поэтому в этой сфере, как и в остальных, кто-то продолжает творить, а кто-то, получив образование, все равно уходит заниматься другим делом. Образование помогает художнику овладеть ремеслом, но никакое образование не дает энергии и сил для передачи всего того, что чувствует душа. Этому не учат. Либо у тебя это есть, либо — нет. Многим художникам образование даже мешает, загоняя в рамки. Так что, с одной стороны, хорошо быть самобытным, самостийным художником, с другой — образованным. Про себя могу сказать, что я скорее самобытна. Свой стиль и уникальность, ни на кого не похожесть, возможность быть собой для меня, конечно, важнее.
— Какие художники вас вдохновляют, кто оказал на ваше творчество значительное влияние?
— Я много раз была в московских музеях, где вывешены прекрасные картины разных эпох и стилей. А вот совсем недавно вернулась из Питера, где побывала в Эрмитаже. И эта последняя поездка встряхнула мою душу, перевернула все внутри меня. Проходя по залам современного искусства, я надолго остановилась у картины Кандинского. Простые аляпистые домики так меня впечатлили, что я не могла от них оторвать глаз. Стояла и плакала, переполненная чувствами радости и необыкновенного восторга. Ничего подобного я не испытывала даже после многочасового просмотра классики. А тут такое! Не помню, чтобы раньше произведения какого-либо из художников так меня трогали. Хотя ранее меня не раз вдохновляли работы Репина, Малевича, Поллака, Зверева, Матиса, Пикассо, Васнецова, Ван Гога, К. Моне, Модильяни, Рериха.
— И все же ваше призвание больше — психолог или художник? К чему вы больше склоняетесь?
— Замечательный вопрос! Психолог — это душевед. Но для того, чтобы помочь другим людям понять жизнь и себя в этой жизни, психолог должен сам пройти определенный путь, получить бесценный жизненный опыт, пройти через боль, в конце концов. Ведь, только прожив и прочувствовав свою боль, мы можем понять чужую. Но психолог должен не только уметь пройти через боль и трудности, но и научиться преодолевать их, чтобы потом этот бесценный опыт передать другим людям. Быть психологом-аналитиком — это и призвание, и образ жизни, так как анализу подвергаются все стороны жизни фактически ежесекундно. Нельзя сейчас быть психологом-аналитиком, а через час уже кем-то другим. Эта та профессия, когда все стороны жизни являются рабочим материалом. А художник — это побочный эффект: я вижу в грязи чистоту, в хаосе — порядок, и красоту всегда и во всем. И все же это хороший побочный эффект. Это чувства и эмоции просятся наружу. И да, я их не сдерживаю. Позволяю выражать их, а способ выражения — это мои работы в красках и черно-белая графика. В моих картинах много эмоций, они цепляют и затягивают в себя, как в воронку, вскрывают бессознательное, заставляют людей плакать и удивляться. Думаю, если бы я не была психологом, такого эффекта бы не было.
— Как зарождалось направление «Знакотерапия» (замысел, основа, развитие)?
— Наблюдая жизнь со всех сторон, пытливый ум начал замечать закономерности в, казалось бы, обыденных вещах. Совпадения, случайности стекались в какие-то кластеры и организовывались в единое поле. Затем я познакомилась со многими учеными, которые так же, как и я, искали смысл жизни. Я поняла, что мир един, что есть морфогенетическое поле, что во всем есть определенная логика. Постепенно те акценты, которые я выделяла, становились реальностью. Удивительное — рядом. Мысли стали материализовываться, а цели — достигаться. Нелегко, через боль и трудности, через не могу и не хочу создавалась система Самоперестройки. Она стала лестницей в небо, к самой себе настоящей, и знаки стали ее перилами. Легко и непринужденно. Именно постоянные чудеса и помогли обратить внимание на то, что случайности не случайны, а все вокруг закономерно. Любите физику! Мне в школе она нравилась. Когда я узнала про квантовую физику, про голографию Вселенной, я поняла, что все на самом деле в этом мире не так, как нам кажется. Мир устроен неким порядком: в нем есть образность и безобразие, Бог и Дьявол, Радость и Ненависть… И все имеет место быть. Причем белое и черное, день и ночь — едины с нами. Вот это чудо, связанное с новым для меня знанием, и помогло мне написать Знакотерапию. Мне было на что опираться — это труды Фрейда, Юнга, Берна, Адлера, Горяева, Вульфа.
— Вы вели активную общественную деятельность. Какие результаты этой работы смогли бы отметить? Продолжается ли сейчас эта работа?
— Это интересный период моей жизни и, действительно, самый активный. Я курировала два детских дома, выступала, дискуссировала, участвовала в различных мероприятиях, была в женском парламенте. Также я создала свою общественную организацию: центр психологической поддержки женщин. Это была реальная работа и реальные дела: я выступала на круглых столах в защиту женщин, помогала малоимущим и многодетным. Не так давно я баллотировалась в областную думу, была кандидатом в депутаты пятого созыва по городу Балаково, где я проводила персональную выставку в стенах музея Радищева, тренинги, встречи. До сих пор встречаюсь с избирателями. Не так давно ездила в частный детский дом, которому подарила свои книги и картину.
— Вы являетесь членом Союза журналистов, Профессиональной психотерапевтической лиги, Международного художественного фонда. Что дает вам членство в этих организациях?
— Профессиональное сообщество подпитывает и, надеюсь, в будущем поддержит. Осенью прошлого года я была на научно-практической конференции «Социальные и социально-психологические основы ускорения темпов развития психотерапии, практической и консультативной психологии РФ». Это V Причерноморский декадник по психотерапии и психологии, под руководством Макарова В.В. (Москва), профессора, вице-президента Всемирного Совета по психотерапии. Встреча с коллегами дает новое общение, новые мысли, эмоции, уточнение своих перспектив и планов.
— Психологи — это люди, которым известны многие тайны человеческой души. Какие тайны за время психологической практики удалось приоткрыть вам?
— Я почти дописала свою третью книгу, в которой препарирую ситуацию и эмоции: соединяясь, они образуют проблемы, которые заводят многих в тупик. Я рассматриваю эти вещи с разных сторон. Длительная практика показала, что те люди, которые хотят решать проблемы, свои или чужие, сами уверенно проходят через несчастливое и болезненное детство и идут к своему счастью, если очень этого хотят. И есть те, которым это совершенно не нужно, потому что они питаются негативной энергией, находя выгоду от болезней, бедности, несчастий, — с такими людьми я не работаю, а предоставляю им самим сделать свой выбор. Главное, что я поняла, — все в твоих руках, если хочешь, то найдешь источники, ресурсы для решения своих задач. Только так и никак иначе. Поэтому моя система называется Самоперестройка.
— Как формируются и работают Знаки применительно к конкретному человеку (индивиду)? В чем заключается оздоровляющий эффект? Можете ли привести примеры из практики арт-терапии?
— Как работают? Да просто работают. Есть у вас, к примеру, вопрос. Любая фраза, если на нее упадет в этот момент взор, будет знаком, ответом на ваш вопрос. Это уже проверено многократно. Вот фраза Бернара Вербера, которая все объясняет: «Жизнь — это бесконечное повторение. То, что мы недопоняли в первый раз, происходит с нами снова. Чуть-чуть по-другому. Если мы по-прежнему не понимаем, событие возвращается до тех пор, пока мы не усвоим урок окончательно». А как понять, случайность это или урок? Все, что нас цепляет или повторяется, и есть знак или перст Божий. Жизнь — это вопросы. Мы нервничаем, если не понимаем происходящее, и знаки — любые — дают нам опору, некую подсказку. Задай себе вопрос и нарисуй, не думая, ответ — вот и получишь знак. Теперь пойми смысл нарисованного тобой, и все — ты в порядке, ты все понял! С картинами такая же история. Они, картины, имеют несколько слоев и несут в себе определенные символы. Цвета и линии дают единый смысловой узор, который является проводником от ума человека к его сердцу, иначе говоря, знаком. Это интуитивное искусство, говорящее языком форм, линий, образов, — проверка зрителя на способность размышлять, ассоциировать и видеть невидимое. Созданное мною направление ЗНАК-АРТ не что иное, как совершенно новая возможность развиваться, заключающаяся в умении ориентироваться в событиях и предчувствовать их.
— Как вы оцениваете уровень Саратова с точки зрения развития искусства и науки в целом по направлению психология и изобразительное искусство?
— Мой любимый город всегда в творческом движении. В нем все время происходит масса интересных событий: акции, фестивали, конкурсы, выставки и мероприятия в музеях. Здесь активно работают прикладники и ремесленники. Люди хотят творить и радовать друг друга творчеством. Мне удалось сделать в Саратове большое количество персональных выставок именно благодаря востребованности как у профессионалов, так и у обычных граждан, жителей города. Так что уровень, считаю, достаточно высокий.
— В каких выставках вы участвовали в этом году? В каких планируете участвовать?
— Совсем недавно я участвовала в I городском фестивале современного искусства, который проходил в ТРЦ «Триумф Молл». Сейчас моя выставка представлена в галерее «Каштан», кафе «Феникс», 12-м корпусе СГУ (кафедра психологии). На кафедре психологии рассказывают студентам и всем желающим о моем направлении ЗНАК-АРТ, картины являются своего рода обучающим материалом. Сейчас я веду переговоры об организации выставки в Санкт-Петербурге по теме моей черно-белой и цветной графики. Также мои работы можно увидеть сейчас в Казани и Москве.
— Ольга, многие считают, что психологи, как правило, помогая другим, сами глубоко несчастны. Что вы можете сказать про себя, вы счастливый человек?
— Да, счастливый. Тот, кто вытащил из себя «несчастливость» (детские травмы, боль, переживания), стал счастливым. Я это сделала и делаю это круглосуточно. Быть счастливым — это означает быть самим собой, и у меня есть эта роскошь! Внутри меня спокойное, чистое озеро, в котором отражается мир и люди, живущие в нем. Я счастливый человек: я делаю то, что хочу, и живу так, как я хочу. Я творю, пишу книги, картины, сочиняю песни, фестивалю (путешествую). Ну а если говорить образно, то я — «Паровозик из «Ромашково», который остановился послушать соловья и очень хочет не пропустить рассвет!
Ольга Казакова о себе:
Я родилась и выросла в провинциальном городе Саратове на берегу Волги. Как все волжане, окаю и растягиваю слова. Росла я взбалмошной и непокорной, любознательной и активной, совала нос во все, что было интересно, и со временем эта любознательность преобразовалась в мой образ жизни, как человека развивающегося, познающего себя и окружающих. Мое основное направление в психологии и творчестве — личная самоперестройка и игра в знаки. Мне всегда было интересно конкурировать с собой: быть сегодня лучше, чем вчера, разрушая стереотипы, расширяя возможности. В этом и заключается развитие. И, думаю, это относится не только ко мне. Поэтому я с удовольствием делюсь своим опытом и знаниями с другими людьми вербальным и невербальным способами. Я рисую пастелью, оформляю свои книги графикой, провожу тренинги, создаю и редактирую журнал. Люблю жить интересно, весело, насыщенно, путешествовать и коллекционировать ситуации. Самодостаточность и свобода — главное счастье, которое может приобрести каждый. А я точно знаю, как к этому прийти.
Беседовала Наталия Павлова