22-06-2016, 21:43. Разместил: murushkina Помните у Гришковца: "ну как можно живому человеку показывать кукольные мультфильмы?". Правда - нельзя. Поэтому мы сегодня поговорим о рисованных. Поговорим с тем, кто их рисует. Прекрасная молодая художница Александра Шадрина, по ее словам, стала мультипликатором почти случайно. Сама она настолько же скромна и обаятельна, насколько глубок и завораживающе по-детски светел ее художественный мир. Как иллюстратор Александра сотрудничает с Людмилой Петрушевской. Ее рисунки прошли высокохудожественный и, надо понимать, взыскательный отбор. Часть из них хранится в коллекции Литературного музея в Москве. О том, на чем растут ее собственные дети и о многом другом Александра рассказывает "Известиям российских регионов"
Александра, расскажите, как Вы увлеклись мультипликацией? Я занималась на подготовительных курсах во ВГИКе, но поступать туда хотела только для того, чтобы дальше заниматься живописью. А в процессе так увлеклась кино, что в конце, когда дело было близко к экзаменам, вдруг поняла, что больше хочу учиться на режиссера, чем на художника. И еще одной причиной этому стало то, что в это время я увидела мультфильмы Ивана Максимова, а это было очень непохоже на «Союзмультфильм», который ассоциировался у меня с анимацией.
Фильм Ивана Максимова «5/4»
В чем главная загадка анимационного фильма? Наверное в огромном диапазоне выбора техники. Ну и конечно, анимационный монтаж, выразительность. Грубо так говорить, но в какой-то мере это концентрат большого кино. Поэтому любой анимационный ролик приковывает внимание зрителя, и взрослого и ребенка, тем более.
В городе. Акварель, бумага, чернила, перо. Фильм "Штормовое предупреждение", реж.Александра Шадрина.
Прелести и трудности работы над ним? Прелесть это то, что в авторском кино ты все можешь сделать сам. И, конечно, то, что называется оживлением, движением персонажей - это до сих пор для меня является чудом. Была плоская картинка- и бах! – это уже живой персонаж со своим характером. Трудность в том, что создание анимационного фильма - очень долгий процесс. Путь от импульса до готовой сцены фильма может быть таким долгим, что даже успеваешь немного, а иногда и совсем не немного остыть.
Одинокий дом. Тонированная бумага, смешанная техника. Фильм "Бум-Бум, дочь рыбака", реж. Иван Максимов
Назовите Ваши любимые мультфильмы? Это «5/4» и «Ветер вдоль берега» Ивана Максимова, о котором я говорила выше. «Про раков» и «Розовая кукла» Валентина Ольшванга. «Сказка сказок» Норштейна тоже, конечно. «When the day breaks» Amanda Forbis, Wendy Tilby. «Father and daugther» Michael Dudok de Wit ,(его влияние, наверное, чувствуется в моем фильме), Mark Baker «the Village», фильмы “Lucia”, “Apollo” Felix Goennert. Я мысленно ужимаю список, но на самом деле он очень длинный.
Роща. Бумага, акварель, штемпельная краска, тушь, перо. Фильм "Длинный мост в нужную сторону", реж. Иван Максимов
Есть ли принципиальная разница между тем мультматериалом, на котором росли Вы, и тем, что смотрят сегодня Ваши дети? Принципиальной разницы, наверное, нет. Не так уж много заметного создано за это время.
Запрещаете ли Вы им что-нибудь? Фильтруете ли телевизионный и интернет-"мультпоток"? Возможно ли это вообще в современных условиях? Мы именно не запрещаем, а фильтруем. Пока что это возможно, потому что они маленькие. Раньше они вообще смотрели мультики только по выходным. Теперь почаще, и не по телевизору - это позволяет выбирать. Ну и количество мультфильмов все-таки должно быть конечно. Никакого потока. Впрочем, это скорее вопрос ограничения родителей: зачастую им проще посадить ребенка смотреть мультик, а самим расслабиться уж наконец.
Арестованная девочка. Иллюстрация к "Загадочным сказкам" Л.С. Петрушевской
Можно ли, по-вашему, воспитать художественный вкус? Или это как и талант - нечто врожденное? Да, конечно можно. Ответ на предыдущий вопрос напрямую с этим связан. И, если продолжать, то мы с детства формируем свой вкус и восприятие так же, как и будущие предпочтения. Все что ребенок видит с первых дней жизни входит в его сознание и становится его мироощущением. Потому так важно, чтобы, например, городская среда, в которой мы живем, была приятной и одушевленной. На мой взгляд, на формирование вкуса влияют такие мелочи, как, например, шрифт, который мы видим и считываем ежедневно. Это очень грустно, что мы и так должны видеть огромные уродливые серые дома, грязные эстакады, какой-нибудь универмаг с гнилыми помидорами... Если еще и вливать в себя то, что беспрерывно показывают по телевизору, то о каком вкусе тут можно будет говорить. Словом, над тем, чем мы себя и своих детей наполняем, нужно тоже немножко потрудиться.
Птицелов. Станковая живопись
Расскажите, как Вы впервые познакомились с творчеством Л. С. Петрушевской. С чего и как началась ваша совместная работа? Людмила Стефановна была нашим педагогом в Школе-студии "Шар" по психодраме. И как раз в тот момент она писала новую книжку. Ну а так как мы все на курсе были художниками, Людмила Стефановна сказала, - ну ка, вот вам сказки, нарисуйте мне что-нибудь. Вот с этого все и началось. Так мы сделали «Загадочные сказки и пограничные сказки про котят».
Про они. Иллюстрация к "Загадочным сказкам" Л.С. Петрушевской
Какие из ее произведений Вы любите больше? Конечно, я не могу обойти пьесы Петрушевской. Но последнее время приходится много читать детям, и каждый раз, когда мы читаем сказки Людмилы Стефановны, я кричу мужу из соседней комнаты: –Послушай, как круто!
Знаю, что она очень ценит вас как художника. Ваше сотрудничество - это сотворчество, или в процессе вы все-таки существо ведомое основным художественным замыслом, который уже диктует будущее общее целое? Сотворчество. Все знают, что с Людмилой Стефановной художникам не так уж легко. Мы часто очень бурно обсуждаем картинки, которые она присылает, иногда готовые образы. Но в итоге работы, я замечаю это всегда, ты как художник сделал все что задумал, то есть реализовал все на 100 процентов.
Лягушка. Иллюстрация к сказке Л.С. Петрушевской "Приключения буквы А" (не опубликовано)
В чем суть книжной иллюстрации: в ходе работы вам важно раскрыть замысел автора текста или же все-таки показать свое личное прочтение произведения? Для меня главное, все-таки замысел произведения. Все равно у тебя как у художника на него свой взгляд, и, конечно, хочется показать себя во всей красе. Но важно чтобы иллюстрации и текст сочетались, тогда получается единое целое. А если, например, к сказкам Петрушевской прибавить билибинские иллюстрации получается полный сюр. Но смешно, конечно.
Над чем Вы работаете сейчас? Сейчас я ищу возможности для осуществления моего следующего проекта,- следующего мультика. А пока есть идея сделать свою книжку, книжку – со своими картинками. Хотя в данный момент я иллюстрирую книги разных авторов.
К берегу. Станковая живопись
Важно ли вам как художнику, чтобы "детище" было признано? Чья-бы то ни было критика способна повлиять на конечный результат? Или чувство собственного удовлетворения от сделанного важнее? Важнее всего - твое собственное ощущение- всегда знаешь, получилось ли то, что хотел или нет. И ругаешь сам себя тоже. А плохие отзывы только портят настроение.
И, наконец, вопрос совсем утилитарный - где сейчас учат на мультипликатора? В Москве это ВГИК, курсы при Союзмультфильме и ШАР – продолжение Высших режиссерских курсов, когда там было отделение анимации. Я сама училась в "ШАРе", поэтому могу всем искренне посоветовать эту школу, такой состав педагогов мало где встретишь.
Иллюстрация к сказке Л.С. Петрушевской "Жиробей и Божья Слоновка" (не опубликовано)
Какие советы Вы могли бы дать подрастающему поколению , проявляющему интерес к этой экзотической профессии? Если хочется сделать мультфильм, садитесь и делайте. Сейчас все реально сделать самому на компьютере. А когда ничего не знаешь и нет никаких правил, советов и ограничений, это такой кайф!
Фильм "Штормовое предупреждение", режиссер Александра Шадрина
Где и у кого в этой жизни Вам бы хотелось еще поучиться, если такие желания, конечно, возникают? Да, возникают. Постоянно хочется учиться. Это, наверное, болезнь. Но, если серьезно, то попали в точку. Я бы хотела еще поучиться у Прийта Пярна, известного анимационного режиссера из Эстонии.