Портреты цветов
"Я рисовала сколько себя помню. Но у меня до девяти лет был только один карандаш, лиловый. Рисовала на асфальте летом - кирпичом, известкой и углём". (Сказка "История живописца").
Впрочем, её карьера художника, настоящая выставочная судьба началась сравнительно недавно. Живопись, графика и монотипии скользят по пространствам частных галерей и музеев с 2006 года. С этой точки зрения - Людмила Петрушевская - молодой художник. Её серии "Танго", "Чарльстон", "Мания Розы" объединяет с одной стороны - легкость мазка и прозрачность, с другой - особая колористическая суггестия, густота цвета винтажного бархата в натюрмортах и особая "глубина глаз" в портретах и автопортретах. Совсем недавно освоив пастель - она уже иронично и умело играет смыслами - многие её новые "ню", легко, шутя и как будто ни на что не претендуя - отправляют нас к офортам Пикассо, к "Метаморфозам" Овидия (издатель Альберт Скира, Лозанна 1931).
Безусловно, тема "писатель рисующий" неисчерпаема - имеют ли самостоятельное значение рисунки Пушкина? Поэт или художник Маяковский? Сама Петрушевская говорит: "Граждане! Давайте делать другое". Рисование - счастье быть не тем, кто ты есть". И вновь с восторгом делится со своими читателями новыми опытами: "Вчера после чудовищной грозы с вихрями и градом рисовала на родственной даче, все тот же цикл "оммаж Малевичу". Малевич гений. Работала кистями, и ничего не вышло. Забыла про изобретенную лично валиковую технологию! Маляры всего мира, братья и сестры! Сыро было в мире, краска не сохла и перетекала одна в другую, а Малевич же аккуратист".
Ещё из хроник Петрушевской-живописца: " "Рисовала вчера, спустя еще 28 лет, на заброшенном крылечке, на древнем пластиковом столе, добытом из сарая. Сарай и дача - это предварительный курган для археологов. В сарае - огромный букет пластиковой зелени в полметра высотой, заботливо завернутый в синтетическую ветошь, 2 ржавых кресла кверху ножками, с грязными матрасиками, 2 грязных пластиковых кресла в разной степени падения набок, большие пластиковые вазы с землей, груда непонятных обрезков с рваными мешками чего-то, высотой в метр и длиной в два, битое стекло. Самое главное, даже воры на такое плюнут. И ни один музей 30-го века эту дрянь не примет...."
Людмила Петрушевская (1938 г.). Ключевая фигура российской словесности. Ее дебютный рассказ "Через поля" увидел свет в 72-м. (Опубликован в журнале "Аврора"). Сейчас ее книги читают на 20 языках мира, а пьесы играют в 25 странах. В России пьесы Петрушевской ставили Любимов, Захаров и Виктюк.
В числе ее наград - Государственная премия, международная Пушкинская премия, театральная премия Станиславского, премия "Триумф" и театральная премия Станиславского. Список можно продолжать. Как большинство великих - начинала свой путь с "непризнания", вынужденного молчания и даже гонений. Из-за неё в своё время даже закрывали театры. Было и такое. Так премьера "Уроков музыки" в Студенческом театре МГУ была в прямом смысле "громкой" - имела скандальный резонанс с последующим разгоном театра. После первых публикаций рассказов и пьес в начале 70-х - шли годы запрета на все, что выходило из-под ее пера.
Безусловная читательская любовь, признание зрителей и критики пришли в начале 80-х. Тогда вышел сборник прозы "Бессмертная любовь". Чуть раньше на московской сцене прошли премьеры восьми спектаклей по пьесам Петрушевской.
Мир ее прозы, поэзии, драматургии жесток, мистичен, загадочен, необьясним и оголенно-нежен одновременно. Как сказал когда-то очень ценивший её талант Олег Ефремов - "все что она пишет - о детях". И это, наверное, объясняет все "странности" ее творчества. Ведь таковы по сути дети - их привлекает яркое, они не знают полутонов и не в силах скрывать правду, даже если об этом их очень попросить. И только дети способны изобретать новый язык в альтернативу существующему. Всем известны лингвистические сказки Петрушевской. Про "Пуськи бятые" слышал даже тот, кто редко читает, или никогда не ходит в театр.
Петрушевская - величина постоянная, значительная единица актуального искусства.
Однако, к своему живописному и графическому творчеству она относится скромно-небрежно, щедро рассеивая его по благотворительным аукционам и частным коллекциям.
Хотя выставки Петрушевской неоднократно проходили в Москве, Петербурге, за рубежом, и в российских провинциях. Сейчас это 60 графических и акварельных работ, включая монотипии. Известны серии "Песнь натурщицы", "Цветы Бразилии", "Чарльстон", "Танго" и др. Название выставки "В садах других возможностей" цитирует заголовок единственного (пока) романа писательницы ("Номер Один, или В садах других возможностей", М.: ЭКСМО. 2004). Все непонятное рискует быть не понятым - оно же открывает каждому, кто способен воспринимать любое художество чисто и честно, безграничную возможность быть задетым, тронутым, увлеченным, а при успехе - ВОвлеченным в новый творческий процесс. Не это ли единственно важный смысл любой художественной работы? "Искусство всегда спасает людей" - говорит Петрушевская. И в этом она, безусловно, права - при всей своей спорности и неоднозначности, что всегда есть признак внутреннего богатства и, как следствие - щедрости. Ведь творчество приглашает к сотворчеству. Того, кто к этому готов.
куратор выставки Вероника Чернышева
![Портреты цветов Портреты цветов](/uploads/posts/2016-08/medium/1470071358_13900846_1318983564786087_1987696255_n.jpg)
Впрочем, её карьера художника, настоящая выставочная судьба началась сравнительно недавно. Живопись, графика и монотипии скользят по пространствам частных галерей и музеев с 2006 года. С этой точки зрения - Людмила Петрушевская - молодой художник. Её серии "Танго", "Чарльстон", "Мания Розы" объединяет с одной стороны - легкость мазка и прозрачность, с другой - особая колористическая суггестия, густота цвета винтажного бархата в натюрмортах и особая "глубина глаз" в портретах и автопортретах. Совсем недавно освоив пастель - она уже иронично и умело играет смыслами - многие её новые "ню", легко, шутя и как будто ни на что не претендуя - отправляют нас к офортам Пикассо, к "Метаморфозам" Овидия (издатель Альберт Скира, Лозанна 1931).
Безусловно, тема "писатель рисующий" неисчерпаема - имеют ли самостоятельное значение рисунки Пушкина? Поэт или художник Маяковский? Сама Петрушевская говорит: "Граждане! Давайте делать другое". Рисование - счастье быть не тем, кто ты есть". И вновь с восторгом делится со своими читателями новыми опытами: "Вчера после чудовищной грозы с вихрями и градом рисовала на родственной даче, все тот же цикл "оммаж Малевичу". Малевич гений. Работала кистями, и ничего не вышло. Забыла про изобретенную лично валиковую технологию! Маляры всего мира, братья и сестры! Сыро было в мире, краска не сохла и перетекала одна в другую, а Малевич же аккуратист".
Ещё из хроник Петрушевской-живописца: " "Рисовала вчера, спустя еще 28 лет, на заброшенном крылечке, на древнем пластиковом столе, добытом из сарая. Сарай и дача - это предварительный курган для археологов. В сарае - огромный букет пластиковой зелени в полметра высотой, заботливо завернутый в синтетическую ветошь, 2 ржавых кресла кверху ножками, с грязными матрасиками, 2 грязных пластиковых кресла в разной степени падения набок, большие пластиковые вазы с землей, груда непонятных обрезков с рваными мешками чего-то, высотой в метр и длиной в два, битое стекло. Самое главное, даже воры на такое плюнут. И ни один музей 30-го века эту дрянь не примет...."
Людмила Петрушевская (1938 г.). Ключевая фигура российской словесности. Ее дебютный рассказ "Через поля" увидел свет в 72-м. (Опубликован в журнале "Аврора"). Сейчас ее книги читают на 20 языках мира, а пьесы играют в 25 странах. В России пьесы Петрушевской ставили Любимов, Захаров и Виктюк.
В числе ее наград - Государственная премия, международная Пушкинская премия, театральная премия Станиславского, премия "Триумф" и театральная премия Станиславского. Список можно продолжать. Как большинство великих - начинала свой путь с "непризнания", вынужденного молчания и даже гонений. Из-за неё в своё время даже закрывали театры. Было и такое. Так премьера "Уроков музыки" в Студенческом театре МГУ была в прямом смысле "громкой" - имела скандальный резонанс с последующим разгоном театра. После первых публикаций рассказов и пьес в начале 70-х - шли годы запрета на все, что выходило из-под ее пера.
Безусловная читательская любовь, признание зрителей и критики пришли в начале 80-х. Тогда вышел сборник прозы "Бессмертная любовь". Чуть раньше на московской сцене прошли премьеры восьми спектаклей по пьесам Петрушевской.
Мир ее прозы, поэзии, драматургии жесток, мистичен, загадочен, необьясним и оголенно-нежен одновременно. Как сказал когда-то очень ценивший её талант Олег Ефремов - "все что она пишет - о детях". И это, наверное, объясняет все "странности" ее творчества. Ведь таковы по сути дети - их привлекает яркое, они не знают полутонов и не в силах скрывать правду, даже если об этом их очень попросить. И только дети способны изобретать новый язык в альтернативу существующему. Всем известны лингвистические сказки Петрушевской. Про "Пуськи бятые" слышал даже тот, кто редко читает, или никогда не ходит в театр.
Петрушевская - величина постоянная, значительная единица актуального искусства.
Однако, к своему живописному и графическому творчеству она относится скромно-небрежно, щедро рассеивая его по благотворительным аукционам и частным коллекциям.
Хотя выставки Петрушевской неоднократно проходили в Москве, Петербурге, за рубежом, и в российских провинциях. Сейчас это 60 графических и акварельных работ, включая монотипии. Известны серии "Песнь натурщицы", "Цветы Бразилии", "Чарльстон", "Танго" и др. Название выставки "В садах других возможностей" цитирует заголовок единственного (пока) романа писательницы ("Номер Один, или В садах других возможностей", М.: ЭКСМО. 2004). Все непонятное рискует быть не понятым - оно же открывает каждому, кто способен воспринимать любое художество чисто и честно, безграничную возможность быть задетым, тронутым, увлеченным, а при успехе - ВОвлеченным в новый творческий процесс. Не это ли единственно важный смысл любой художественной работы? "Искусство всегда спасает людей" - говорит Петрушевская. И в этом она, безусловно, права - при всей своей спорности и неоднозначности, что всегда есть признак внутреннего богатства и, как следствие - щедрости. Ведь творчество приглашает к сотворчеству. Того, кто к этому готов.
куратор выставки Вероника Чернышева