Вера Кирсанова. Серия "Недра"
"Бог знает - верю я в него, или нет"
Алексей Слаповский, писатель, драматург
Алексей Слаповский, писатель, драматург
Непокрытая голова в славянских культурах - для женщины табу. Грех. В церковь не войти простоволосой. Распущенные женские волосы - ведовство. Богу угодна женщина с "убранной" головой. Выходя замуж - женщина обязана покрыть голову.
Со дня свадьбы платок становится для нее обязательным. Будничным. Естественное стремление "раскрасить, расцветить будни постепенно превращает женский платок в предмет высокого искусства.
Женщина - почва, земля. Она должна быть богата. Работая над эскизами платков, я фантазировала на тему "богатства" почвы, но не в традиционном смысле ее плодородия. Меня вдохновила идея любования ее тайными сокровищами, изъятие которых стоит титанического труда.
Отсюда в серии "русский путь" коллекция орнаментов "медная руда", "злато-серебро", "малахитовая шкатулка", "олово" и др.
"Сердце чисто созижди во мне"... Это слова из православного покаянного канона. Я поместила их на шелковый платок, где вместо орнамента в центре изображено алое сердце.
Как, должно быть, правильно это - просить всевышнего, не "простить" или "очистить", но "создать заново".
Ведь это только Ему одному должно быть подвластно.
Иван Бунин признавался, что православие он переживает скорее эстетически. Наверное, на каком-то генном, если хотите, кровно-костном уровне это"переживание" свойственно каждому потомку некогда крещенных славян.
Киноварь и кумач в нарядах смуглоликих святых, на мой взгляд, именно на эстетическом уровне способны "обратить в веру", "заворожить" любого иноверца, нигилиста или безбожника.
А откуда цвет кумача в советской эстетике? Красное знамя, на золотом древке? Подозреваю - есть в этом историческая "тайная" борьба - посягновение на единобожие.
Сама идея мавзолея на Красной площади - человеческая дерзость - попытка научным фокусом повторить нерукотворное - тайная зависть к самой идее нетленных мощей. Длинная очередь паствы к ним, годами тянувшаяся по камню Красной площади - не это ли некая жестокая, истинно варварская, но все же - преемственность традиции.
Опустошить свято место, чтобы Занять его. Установить там алый флаг. Присвоить себе неприемлемое.
Вера Кирсанова
Так художница Вера Кирсанова размышляет над тем, откуда черпает вдохновение для своей серии "Недра". Это размышление-объяснение, возможно не только для вас, а снова и снова для себя. Мысли вслух. Ведь то, что рождается в голове, а затем уже и на холсте художника, это часто откровение и для него самого. Чудо, которое нельзя хранить в себе, потому что его предназначение шире. Нет, не массовое. Но народное. Близкое многим по духу. И в то же время мягкое, женское, душевное... Поэтому серия "Недра" - еще и искусство росписи ткани, женского платка. Мы уже публиковали ранее эту серию совместно с другими сериями автора в галерее "Личные вещи". Но сейчас решили рассказать о "Недрах" подробнее. И также напоминаем, что с художницей можно пообщаться лично, ее почта —artprostranstvo2016@gmail.com