Главная > Новости / Главное из рубрик / Культура / Статьи >
«Все вы делаете только понарошку...»?
«Все вы делаете только понарошку...»?
20-03-2017, 09:00. Разместил: elena_markelova
«До чего вы мне, игрушки, надоели! Вы не можете играть на самом деле. Двинуть ручкой, двинуть ножкой и попрыгать хоть немножко — Всё вы делаете только понарошку». Помните песенку из замечательного советского мультика?В минувшие выходные Саратовский академический ТЮЗ имени Ю.П.Киселева представил премьеру спектакля на эту тему. Но пьеса польского драматурга Михала Вальчака «Последний папа», несмотря на маркировку «6+», прозвучала глубже, донеслась звонкими ручейками смысла до адресатов самого разного возраста.
Современную сказку о девочке Ане, дочке «хронически» занятого папы, московская постановочная группа во главе с режиссером Натальей Шумилкиной создала, во всем следуя поэтическому стилю Вальчака. Волшебный мир (и взрослый, и детский) сотканы из таких изобретательных метафор, что захватывает дух, и в антракте торопишь время до начала второго действия.
У девочки, предоставленной самой себе, гораздо больше причин не любить свои игрушки, нежели у мультяшной Маши. Анин Папа просто-напросто старается «откупиться» от дочки очередными Мишкой-Барби-Пони, до поздней ночи пропадая на работе. Чтобы спасти его, попавшего в плен таинственной Бледной Королевы, дочь должна найти свою дорогу из «желтого кирпича». И желание у нее единственное: чтобы все взрослые-превзрослые, работающие-преработающие папы вернулись к своим детям.
Детство в «Последнем папе» изображено калейдоскопом, пестрящим гигантскими кубиками и деталями лего. Справа домом-мечтой приютился хрупкий кукольный замок. В комнате Ани (Александра Карельских) в мгновение ока появляются конфетное дерево, повозка с огромными подарками. Оживают «дежурные» папины презенты — Мишка (Евгений Сафонов) и Кукла Барби (Ирина Протасова). Обиженные Аниными капризами, они своей отзывчивостью, искренностью и взаимовыручкой дадут фору взаправдашним людям. Оттого очень-ультра-мега опасное путешествие друзей (под звуки популярной игры «Марио») по большому городу держит и не отпускает на протяжении всего спектакля. Эмоции дружной компании неподдельны. Их признания попадают в самое сердце. Сын мультимиллионера Алекс фон Бинго (Руслан Дивлятшин): «Я арендовал приемных родителей». Аня - Мишке: «Я — твой владелец. Мой владелец — мой папа. Он назвал меня Аня, я назову тебя Шарик». Король Хулиганов (Артем Кузин): «Настоящий хулиган никогда не обидит Мишку и Куклу».
Жизнь в детском мире кипит. Во взрослом — тоже, но по-своему. Спеша воплотить в жизнь свои бизнес-планы, большие дяди и тети сами того не замечая становятся добычей Большой Черной Птицы суеты (Артем Яксанов) и узниками стеклянного дворца — чертогов Бледной Королевы безразличия и хронической усталости (Кристина Топчева). Родители Ани ведут себя словно заводные куклы. Красивый красотою Кена, Папа (Алексей Кривега) по сдержанности в эмоциях не уступает Каю. Кажется, и ему в глаз попала та самая льдинка. Ни повторяй механически: «Нет денег, нет места, нет времени», «Папа наш занят целые сутки, папа сюда заглянул на минутку» Мама (Анастасия Бескровная) своей заботой о ребенке не уступала бы самой Мэри Поппинс. Взрослые будто обречены превратиться в роботов. Склонившиеся над ноутбуками силуэты в оконных проемах Стеклянного дворца очень красноречивы. И в памяти вновь возникает строчка из мультфильма «Живая игрушка»: «Все вы делаете только понарошку...» В данном случае она звучит пугающе, потому что обращена к реальным, живым, людям.
«Последний папа» пример постановки, которая показывает, как на основе современных реалий можно создать увлекательную волшебную сказку. А сколько симпатичных персонажей-помощников встречается на пути Ани и ее друзей! Всегда готов прийти на выручку тугоухий, неповоротливый и очень обаятельный Седой Трамвай (Михаил Третьяков). Говорящая Лужа предстает озорницей и философом одновременно (заслуженная артистка России Нина Пантелеева появляется на сцене на пару минут, но в память врезается прочно и навсегда). Уморительно изображает забытую, а потому забывшуюся двухсотлетним сном Очень Умную Книгу замечательная характерная актриса ТЮЗа Елена Краснова. Очнувшаяся от забытья, чихающая, Книжка с готовностью декламирует: «Там, вдали моря, появились алые паруса». Фраза сопровождается смехом и аплодисментами зрителей.
Наряду с красочностью действия, обаянием героев, вкусными метафорами спектакль «Последний папа» покоряет как раз богатством литературных ассоциаций и цитат. Тут-то и срабатывает «провокация» театра Ю.П.Киселева с возрастной маркировкой «сказочной» премьеры. Ведь если детворе придутся по душе сами приключения Ани, то извечное «сказка — ложь, да в ней намек» рассчитана именно на взрослую аудиторию.
Посмотрите спектакль всей семьей. Вам непременно захочется почитать ребенку и «Волшебника Изумрудного города», и «Алые паруса», и «Снежную Королеву". Обязательно на ночь. Как бы вы ни устали.
За это напоминание и возвращение в детство, спасибо, ТЮЗ!
Наша справка:
Режиссёр спектакля Наталья Шумилкина из Москвы уже дважды становилась участником творческой лаборатории «Четвертая высота» в Саратовском ТЮЗе, где делала эскизы по пьесам современных иностранных драматургов. В 2013 году она представила эскиз по тексту француженки Натали Фильон «Дзынь», в 2015 году — по «Закону Архимеда» испанца Жузепа-Марии Миро-и-Коромина. Наталья Шумилкина окончила режиссерский факультет Высшего театрального училища им. Б.Щукина, где сегодня является одни из педагогов, её спектакли идут в РАМТе, театрах Ногинска, Сергиева Посада, Ульяновска, Оренбурга и Оренбургской области и других городах России. «Последнего папу» режиссер поставила в творческом тандеме с московской художницей Марией Утробиной, выпускницей Школы-Студии МХАТ. Музыку к спектаклю написал актёр и композитор Иван Волков. К ним присоединился также художник по свету Тарас Михалевский, который в этом сезоне уже работал в ТЮЗе над постановкой «Майская ночь».
Автор Елена Маркелова.
Фото: официальная страница ТЮЗа имени Ю.П.Киселева в фейсбуке.
Вернуться назад