14 апреля 2021 СРЕДА
Новости
«Состав Победы» — это 16 видеороликов, посвященных участию железнодорожников в Великой Отечественной войне. Темы роликов — это неизвестные широкой аудитории факты, события, связанные с вкладом железнодорожников в общую Победу.
Министр здравоохранения Саратовской области Олег Костин: "Заработная плата медицинских работников – на моем личном контроле
Карта распространения короновируса COVID-19
В Саратове снижен налог на прибыль для инвесторов
Льготная ипотека для сельчан: в работе 50 заявок от жителей области на сумму 81,1 миллиона рублей, половина уже одобрены

В Музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова открывается выставка «В гармонии с природой. Орнамент эпохи Модерн»

В Музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова открывается выставка «В гармонии с природой. Орнамент эпохи Модерн»

17 февраля 2021 года в Музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова открывается выставка «В гармонии с природой. Орнамент эпохи Модерн», основу которой составляют редкие книги, печатная графика, керамика и металл конца XIX - начала XX веков из собрания Радищевского музея.

На рубеже XIX-XX веков, в эпоху модерна, мода на красивые интерьеры с изысканной обстановкой давала художникам возможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал. Кроме мастеров-прикладников, создававших шедевры декоративного искусства, целая артель художников-графиков и декораторов разрабатывала образцы орнаментов для текстиля, мебели, плафонов, керамики, металлических и ювелирных изделий. В своих работах они обращались и к абстрактным, и к стилизованным цветочным узорам, использовали пастельные или, наоборот, очень яркие цвета. В лаконичности палитры, выразительных линиях рисунка и сюжетах проявилось влияние искусства Средневековья и Востока.

Ещё одним источником вдохновения для художников того времени служила окружающая природа с ее неисчерпаемыми богатствами. Множество созданных в то время произведений повторяли характерные для природных форм переплетения и изгибы линий. Внимательно изученное растение или насекомое, маленькая деталь чудесным образом превращались в затейливый узор на ткани, роспись на стекле или фарфоре, в изящную металлическую конструкцию.

На выставке представлены редкие французские издания и предметы декоративно-прикладного искусства рубежа XIX-XX веков из собрания Радищевского музея. В числе 60 работ художников-графиков и декораторов Франции, Германии и России в экспозицию выставки вошли хромолитографии Арнольда Лёйнгрюна, иллюстрации из французских, немецких и австрийских изданий: «Растения и их декоративное применение» Эжена Грассе (Париж, 1896), «Растения и их применение в искусстве и промышленности» (Вена, 1887) Мартина Герлаха и альбома «Декоративные образцы» (Штутгарт, 1904). Все они наглядно показывают, насколько неиссякаема фантазия и оригинальна трактовка окружающего мира у художников, работающих в едином стиле.

Графические листы, включающие в себя орнаментальные бордюры, картуши, виньетки, плафонные мотивы, образцы для мебели, керамики, металлических и ювелирных украшений знакомят с творчеством многих зарубежных художников. Среди них Морис Пийар-Верней, Рене Боклер, Жорж Буржео, Жюльетт Милези, Анна Мартен. Тщательно изучив окружающую флору и фауну, они умело проиллюстрировали декоративные возможности природных форм. Страницы украшенных ими книг содержат рисунки стеблей, листьев, бутонов и соцветий самых разнообразных растений, особое предпочтение среди которых отдавалось ирису, чертополоху, подсолнуху…

Многие из этих мотивов дополняли изысканные панно, декоративные композиции, а также афиши, плакаты, расцвет которых пришелся на тот период. Редкие парижские издания «Иллюстрированные плакаты 1886-1895 годов» Эрнеста Мендрона и «Документ Мастерской

современного декоративного искусства» Виктора Шампье, содержащие оригинальные цветные литографии и репродукции с афиш, знакомят с творчеством знаменитых графиков того времени.

Растительный и животный орнамент модерна нашел свое место и в журналах, посвященных прикладному искусству, интерес к которому пришелся на тот период. Во Франции, например, был очень популярен журнал «Искусство и украшение» («Art et Decoration»), выходивший с 1897 года. Он содержал тематические статьи о декоративном искусстве с качественными иллюстрациями, исполненными, зачастую, в технике литографии. В каждом номере журнала объявлялся конкурс на изготовление обложки, афиш, эскизов и образцов орнамента. В представленных на выставке номерах журнала начала 1900-х годов можно увидеть орнаментальные рисунки Эмиля Галле, Эжена Алена Сегюи, Эдуарда Бенедиктуса и других художников эпохи модерна.

Внимание нового стиля к простым, повседневным вещам демонстрируют представленные на выставке произведения из металла. Настоящим украшением экспозиции можно считать пепельницу в виде головы лошади, выполненную по модели известного русского скульптора-анималиста Евгения Лансере, хорошо известного как в России, так и за рубежом. Его произведения отливались на всех ведущих заводах и в бронзолитейных мастерских частных фирм России – Ф. Шопена, Н. Штанге, А. Морана, а также на чугунолитейных заводах Урала. Пепельница из собрания Радищевского музея была изготовлена на фабрике художественной бронзы «Поставщика Двора Его Императорского Величества» Карла Берто.

Изысканностью и гармоничностью отличаются: бронзовая чернильница в виде лесной нимфы, созданная талантливым французским скульптором Джоржем Фламандом, серебристо-лунная ваза-конфетница из особого сплава "Verit", изобретенного на «Фабрике по Металлу Норблина, Братьев Бух и Т. Вернера». Тонкое построение композиции, плавная текучесть асимметричных линий, заимствованных из природы, неожиданные метаморфозы формы превращают эти бытовые предметы в истинные произведения искусства.

Принцип обращения к природе лежит в основе созданных в России произведений из бисквита (неглазурованного фарфора), нежного серовато-зелёного оттенка, украшенного белыми рельефами. Ваза с объёмными нарциссами и порхающей стрекозой предназначена не только для цветов, но и для драгоценностей. Шкатулки с изображением водяной нимфы, цветами и листьями лотоса и ирисов, с изящными девичьими головками, ваза с танцующей среди роз девушкой – это вдохновенный гимн природе, с её не останавливающимися ни на минуту превращениями и метаморфозами.

Изящные туалетные принадлежности из стекла являются настоящим украшением выставки и помогают воссоздать образ жизни прекрасной дамы эпохи модерна. Полупрозрачное матовое розовое стекло флакона для духов и декоративного яйца, тонко расписанное эмалью и позолотой, заключено в бронзовую оправу замысловатых растительных форм. Туалетный набор европейского производства с зеркальцем, двумя флакончиками и ёмкостью для украшений исполнен в прозрачном стекле цвета весенней листвы. Этот керамический набор второй половины XIX века сделан во Франции. Подобные наборы для туалетного столика могли включать в себя множество необходимых предметов: пудреницы, флаконы, подсвечники, стойки для колец, шкатулки. Представленный набор покрыт нежной цветочной росписью, подчёркивающей плавные изгибы предметов.

Представленные на выставке книжные издания и произведения декоративно-прикладного искусства рубежа XIX–XX веков гармонично дополняют друг друга, помогают понять и прочувствовать эпоху модерна, а также познакомиться с творчеством различных мастеров, наглядно показавших глубокую взаимосвязь природы и искусства.