17 Февраля 2020 ПОНЕДЕЛЬНИК
Новости
Мы живем в мире постправды
Известный писатель и депутат Сергей Шаргунов возглавил один из культовых журналов советского времени - "Юность".
Первый дан на пути к гармонии
Сентябрьские хлопоты начались и вопрос родителей «в какую секцию отдать своего ребенка» сегодня стоит не менее остро, чем в 90-е или нулевые годы, разница - в количестве секций, число которых возрастает, как и стоимость занятий.
«Щелкунчик» Кирилла Симонова: изысканная простота и красивое волшебство
В первый день зимы Саратовский академический театр оперы и балета представил зрителям премьеру балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» в режиссуре Кирилла Симонова.
Как отдохнуть без лишних вложений
Как бы ни скакал курс евро или доллара, последнее, от чего откажутся россияне, — зимние каникулы. Их, к счастью, никто не отменял. По мнению наших сограждан, в связи с сегодняшней экономической ситуацией в стране туристические агентства и турфирмы, казалось бы, должны были поднять цены на комплексные туры. Однако этого не произошло. Напротив, многие компании, оправдывая доверие своих клиентов, предлагают сейчас довольно выгодные предложения по турам, в том числе и в рассрочку.

«Моя Марусечка»: «Там было чисто, свежо, просторно и пахло травами, как на Троицу»

«Моя Марусечка»: «Там было чисто, свежо, просторно и пахло травами, как на Троицу»

Премьерой спектакля «Моя Марусечка» в постановке известного московского режиссера Марины Глуховской Саратовский академический театр драмы открыл текущий сезон в октябре прошлого года.

Но повесть Александры Васильевой облечена Мариной Витальевной в такие яркие сценические одежды, кристаллы Марусиной души представляют такую богатую россыпь литературно-сценических метафор, что созданное произведение после просмотра живет в твоей душе как неравнодушный, заботящийся о тебе, собеседник. Со временем и в результате размышлений этот кристалл превращается в призму, сквозь которую видишь время, а точнее, «вневременные», потому как бесценные, вещи: сентиментальную память - почву, из которой произрастает внутренний стержень человека; чувство благодарности к своим истокам, помогающее двигаться дальше; и самое главное, сокровенных людей, величие которых в их неброском, но настоящем существовании.

Маруся – уборщица в продмаге нестоличного города — из таких. Одинокая женщина не ропщет на жизнь, как данность принимает свою работу, всегда бескорыстно и с готовностью приходит на помощь окружающим. Жизненная программа «голубиной души» прозрачна и чиста настолько, что женщине не приходит в голову заработать на своих услугах даже тогда, когда, казалось бы, сам Бог велел. Когда не хватает денег отправить посылку племяннику Мите, который незаслуженно попал в тюрьму.

Марусечка... «Постояла, прислушалась к своей душе: там было чисто, свежо, просторно и пахло травами, как на Троицу». Московский режиссер Марина Глуховская, чьих спектаклей саратовский зритель всегда ждет с нетерпением, прислушалась к душе заглавной героини повести Александры Васильевой «Моя Марусечка», и театралы стали свидетелями очень глубокого высказывания о жизни простого человека.

Марина Витальевна тонко прочувствовала насыщенный, метафорически густой текст повести. Художник безукоризненного вкуса Юрий Наместников чутко уловил замысел своего сценического соавтора, заключающийся в равномерном растворении сильной души заглавной героини во всех персонажах. Созданное Юрием Михайловичем визуальное пространство воздействует на зрителя почти метафизически.

Маруся, работники магазина и его покупатели предстают перед нами в воспоминаниях Саши, Марусиной соседки. Маруся (Алиса Зыкина) находит нужные слова каждому, Саша (Зоя Юдина) трогательна в своей попытке сдержаться от слез, которые, кажется, в любую секунду готовы нахлынуть от ее детских воспоминаний. Обе актрисы настолько интонационно точны, что понимаешь, почему именно Зыкина и Юдина — любимые актрисы Марины Глуховской. Они тончайшим образом чувствуют творческие вибрации режиссера, тем самым образуя меж собой пронзительный в своем тихом течении диалог. Сашин голос в нем звучит ностальгически-печально, Марусин — жизнеутверждающе. Даже торжественно звучит. Чтобы подбодрить каждого нуждающегося в поддержке, сказать ему: неглавных людей на этой планете нет. Каждый уникален. И в спектакле вы не увидите абсолютно отрицательных персонажей. Все они обычные люди, со своими плюсами и минусами.

Вторая уборщица Оля в исполнении Дарьи Родимовой, мать десятерых детей, хронически-усталая и вместе с тем языкастая бабенка, не прочь посидеть-отдохнуть, зная, что безотказная Маруся подстрахует. Отчаянно деятельна и активна и Алла Николаевна (великолепная, даже авторски-самолепная, роль заслуженной артистки России Эльвиры Данилиной). Пламенные монологи о внешнеполитической ситуации, физминутка, радикальное мини и — средств маскировки собственного тотального одиночества у заведующей отделом сыпучки масса. А директор магазина Виталька (Валерий Малинин)? Куда стремится, когда нужно унять душу, устроившую «забег в ширину»? Конечно, в Марусину каморку. Маруся выслушает. И Витальку, и приму оперного театра Тамару, патологически плаксивую и пьяную (незабываема в этой трагической роли Светлана Москвина). Прекрасен в роли заведующего рыбной секцией заслуженный артист России Владимир Назаров. Перед нами словно внешняя оболочка человека, душа которого уже переместилась на ПМЖ в Израиль. Мишаня Давидович, поглощенный шахматной партией, так очаровательно-машинально поднимает руку в знак согласия исключения его из партии, что захватывает дух от магии актерского мастерства Владимира Павловича. Ненадолго появляются на сцене Марья Петровна (Тамара Джураева), разнорабочий Вася (Сергей Ванин), и их уже не забудешь. Работа каждого актера из труппы Григория Аредакова в "Моей Марусечке" заслуживает отдельного рассказа. Актерский ансамбль Академдрамы Глуховская заставляет звучать так, чтобы он стал автором еще одного главного «персонажа» постановки — Комсомольского озера.

Возникающие в памяти Саши образы, словно на лодках проплывают перед нами по реке времени. Зыбкие воды Комсомольского озера, которым оказалось затоплено местное кладбище, были крепким фундаментом для Маруси и других жителей безымянного провинциального городка. Волны воспоминаний той же непоколебимой основой остаются для Саши. В спектакле Марины Глуховской разнонаправленные настроения вызываются у зрителя мгновенно. Ты смеешься и плачешь, сожалеешь одним героям и раздражаешься поступками других. Присутствуют в постановке и диаметрально противоположные по эмоциональному наполнению музыкальные темы. Соцреалистические гимны советской «идиллии» сменяются «Облаками» Александра Галича. Автор постановки Марина Глуховская дает зрителю четкий адрес «эпохи», вместе с тем приглашая к размышлению о том, что позволяет человеку оставаться человеком независимо от времени, в котором он живет. Умение увидеть рядом с собой такую вселенскую душу, какая была у Маруси, и позволяет. В финале рецепты блюд с поминок по Марусе постановщик раскладывает на множество голосов завсегдатаев продмага, слышится за этим подробным проговариванием пищи насущной, другое, главное: «Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!» И тогда анимационные волны Комсомольского озера в мыслях зрителя превращаются в одну на всех кардиограмму. Кардиограмму сердца, бьющегося в надежде на то, что человечество не погибнет. Ведь рассмотрели же обитатели провинциального городка небезразличие Марии Христофоровны. Что же мешает нам последовать их примеру?

Автор Елена Маркелова

Фото www.saratovdrama.com