19 августа 2019 ПОНЕДЕЛЬНИК
Новости
Как отдохнуть без лишних вложений
Как бы ни скакал курс евро или доллара, последнее, от чего откажутся россияне, — зимние каникулы. Их, к счастью, никто не отменял. По мнению наших сограждан, в связи с сегодняшней экономической ситуацией в стране туристические агентства и турфирмы, казалось бы, должны были поднять цены на комплексные туры. Однако этого не произошло. Напротив, многие компании, оправдывая доверие своих клиентов, предлагают сейчас довольно выгодные предложения по турам, в том числе и в рассрочку.

Творческая лаборатория «Видимоневидимо»-2019: «Машина едет к морю» - душа стремится к свету

Творческая лаборатория «Видимоневидимо»-2019: «Машина едет к морю» - душа стремится к свету

Четвертый год, в середине лета, Саратовский академический театр драмы имени И.А.Слонова проводит творческую лабораторию. Три последние года опыт Академдрамы по созданию в сжатые сроки сценических эскизов на основе современных пьес и показ этих набросков «на зрителя» называется «Видимоневидимо».

Перед началом лаборатории 2017 года ее автор, заведующая литчастью и арт-директор творческих проектов театра драмы Ольга Харитонова объяснила переименование данного формата из «Авторской сцены» в «Видимоневидимо» тем, что текстов пишущих сегодня драматургов, заслуживающих внимания профессиональной театральной общественности, бесчисленное множество. С проблематикой, интересными сюжетами — та же история. Уже в ходе первой лаборатории с обновленным названием стало понятно, что из большого количества пьес театр выбирает такие, которые не только приблизительно равны по своей эстетической ценности и смысловой наполненности , но еще и представляют собой единое театральное высказывание на определенную тему. Тему, объединяющую работы лаборатории этого года, можно обозначить песенным «Чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять». А поводов «потеряться» - предостаточно. Вот хотя бы один - стремительный современный ритм жизни, который диктует бешеный темп, с которым человек должен рещать поставленные перед ним задачи. Порой забывая о себе, о том, что душа уже давно не стремится к свету...

«Две матери, две дочери», две реальности...

Творческая лаборатория «ВИДИМОНЕВИДИМО»-2019 начала работу 3 июля при полном аншлаге. И это не удивительно: на Малой сцене Саратовского театра драмы эскиз спектакля по своей новой пьесе «Две матери, две дочери» представил наш земляк, писатель, сценарист, драматург Алексей Слаповский. Алексей Иванович сам проводил с актерами репетицию, участвовал в читке (он присутствовал на сцене, читал ремарки, иногда обращался к зрительному залу, объясняя, как та или иная сцена могла бы быть отыграна режиссерски). Перед началом эскиза он обозначил второе название произведения - «On/off». Позже автор признался, что тем в новом сценарии пытался осознать, насколько в реальную жизнь вошла виртуальная, и какой из этих составляющих в наших буднях больше.
Первое действие постановки целиком составлено из переписки героев: внучки (Дарья Ревина) – с подругой, дочери (Татьяна Родионова) – с мужем, бабушки (Тамара Джураева) – со знакомым по интернету. Из сообщений, которые произносятся персонажами и дублируются на мониторах, зрители узнают о конфликте трех женщин из-за дачи. Первая познакомилась с парнем «турко-немцем» и мечтает переехать к нему в Германию. Вторая, чтобы помочь дочери, просит мать продать дачу. В планы третьей это, однако, не входит.
У каждой героини – своя правда. Они отвыкли говорить с глазу на глаз, понимать друг друга. Им проще донести свои мысли виртуальному собеседнику. «Современный человек живет дважды - когда живет и когда об этом рассказывает» - лейтмотив происходящего на сцене. В спектакле показано, насколько искажается реальность в виртуальном диалоге. В инсценировке это передано интонациями, с которыми героини цитируют родственниц, тем самым меняя и по-своему интерпретируя смысл сказанного.
Второе действие происходит в «реальности». Зритель видит героев настоящими, понимает природу их взаимоотношений. Оказывается, что дача здесь вовсе и не причем. Аглая пытается понять, на что ради нее готовы пойти мама и бабушка. Илона, казалось бы, окруженная заботой любящего мужа, тоскующая по нему в его отсутствие, страдает от кризиса среднего возраста и непонимания, поэтому и долгожданная встреча со второй половиной переходит в скандал. Бабушка тоже мучается от того, что младшее поколение не понимает, насколько ей важна дача, что у нее тоже есть своя жизнь. В итоге понимание приходит, дача остается непроданной. Реальность побеждает. Надолго ли? В руках вновь появляются гаджеты. «Двойная» жизнь продолжается.
Во время обсуждения зрители высказывались за то, чтобы спектакль вошел в репертуар театра драмы. Они были единодушны в том, что материал понятен, доступен, а главное – актуален. Хрупкая идиллия в финале тревожна. Она заставляет задуматься, ради какой цели человек уходит общаться. Какое в этой связи из состояний человека: реал или социальные сети, - является его настоящей жизнью, а какое — временным состоянием? Состоявшийся спектакль позволил бы дать серьезную пищу для размышлений.

"Погребенные" под «Горками» портфолио

Если время обязаловки, отчетов, портфолио и прочей писанины (главной, о ужас!, цели, ради которой работает отечественная бюджетная сфера) представить мишенью, то пьеса «Горка» Алексея Житковского, безусловно, пуля, бьющая прямо «в десятку». В саратовском наброске пьесы поражают прежде всего актёры нашего академического театра драмы. Позволим себе предельно вольно процитировать К. С. Станиславского, утверждавшего, что зрителю главное видеть, потому что увиденное рождает мысль. Но "Горку" Алексея Житковского, как она была представлена в рамках творческой лаборатории "Видимоневидимо", нужно в первую очередь слышать. Как же роскошно интонируют актёры! Какой терапевтический эффект оказывает в их исполнении история о молодой воспитательнице, которой кровь из носу нужно подготовить группу "Капельки" детского сада «Сибирячок» к новогоднему утреннику и построить со своими воспитанниками ледяную горку. Жизнь вымышленного ДОУ удивительно точно отражает наши современные реалии, когда за требованиями организовать для ребёнка праздник и отчитаться об этом как раз ребёнок и оказывается выплеснутым с водой. Аналогичная участь и у специалиста-бюджетника как личности. Воспитательнице Насте Шмариной (сколько усталого сарказма и истеричной иронии виртуозно выдает Дарья Родимова) всего-то 25 лет, а она живет в состоянии хронической паники не успеть «по работе» и нервного перенапряжения. Даже ее любимый не в силах переломить ситуацию. А он, простецкий симпатичный парень, который вечером «киношку нормальную» скачает, и сварщик (на минуточку!), который денег в дом принесет. Со времен «студенческого» Дюжикова из «Вас вызывает Таймыр» очевидна симпатия, которую питает актер Дмитрий Кривоносов к социальным героям. Соотетствующий же типаж позволяет ему создавать очень запоминающиеся и теплые образы. Педагог Дмитрия, режиссер и актриса Драмы Любовь Воробьева-Баголей исполнила в спектакле роль «вселенского зла», которое в предлагаемых «бюрократических» обстоятельствах вынуждены играть завдетсадов- директора школ — главврачи. Ее Зульфие Фаридовне, кажется, только кнута не хватает, да свастики на рукаве. В стремлении «дожать» воспитателя-неуспевашку она показывает исключительные навыки психолога. Переходя с мягких еле слышных полутонов на истошный крик, заведующая 50-м детским садиком предстает личностью, раздираемой противоречиями. Она и заложница обстоятельств, и извращенка, и несчастная женщина. Исполинским драматическим талантом одной из лучших учениц Валентины Ермаковой Любови Воробьевой невозможно не восхищаться. Спектакль "Горка" (над эскизом артисты труппы Григория Аредакова работали с режиссёром из Нижнего Новгорода Андреем Богдановым) о том, что настоящие ценности уходят как песок сквозь пальцы, и от осознания этого можно сойти с ума, воздействует ошеломляюще. Слава Богу, что есть дружба, взаимовыручка и просто хорошее отношение к человеку, когда утром на секунду становишься в душе ребенком, ловишь падающий снег ртом и идешь помогать любимой, коллеге, да просто, человеку строить ту самую ледяную горку. Тем самым разрушая гору навалившихся, а что самое ужасное, надуманных проблем.

К морю! К свободе!

Третий эскиз лабораторной программы был подготовлен выпускником курса народного артиста России Александра Галко Романом Мартынчевым. Его видение пьесы Алекса Бьерклунда «Машина едет к морю» вылилось в работу, где каждый участник – полноправный, неравнодушный соавтор. Забегу вперед и скажу, что обсуждение «Машины...» потрясло меня не меньше, чем сам эскиз. Но обо всем по порядку.
По сюжету в маленькой квартире живут незрячий дед (заслуженный артист России Виктор Мамонов) и его внук-аутист (Илья Ульяничев). Старший ворчит да проделывает привычный путь к буфету с заветной бутылкой вина, младший без устали рисует. Ежедневно к ним приходит сосед (Юрий Кудинов). Навестить и покормить старых знакомых, как мы понимаем из пьесы, становится его образом жизни.
Старшие переругиваются, вызывают друг друга на ответные колкости, пока их юный «наблюдатель», который, казалось бы, клинически погружен в свой внутренний мир, не задает вектор их спору: «Машина едет к морю».
Драматург оставляет финал открытым. Мартынчев добавляет в историю хэппи-энд. В его сценической версии мужчины приходят к единодушному выводу: «что мы здесь делаем»? Мальчик видит, что старшие сбросили оковы условностей и готовы рвануть к морскому побережью. Мы видим его радостным и одетым в верхнюю одежду (что важно — одетым самостоятельно). Постановка с простым на первый взгляд сюжетом вызвала массу откликов. Одни проводили ассоциации с фильмом «Достучаться до небес». Другие утверждали, что человек с расстройством аутистического спектра не может одеться самостоятельно, оттого финал выглядит неправдоподобным. Позволю себе не согласиться ни с одним из спикеров. За включение этой пьесы в программу лаборатории «Видимоневидимо» хочется поблагодарить ее организаторов особенно. «Машина едет к морю» обозначает серьезнейшие проблемы современности. Режиссер интуитивно точно почувствовал, вернее, прочувствовал глубокий философский смысл произведения. Напрямую оно не об интеграции инвалидов в общество здоровых людей. Хотя и об этом, конечно, тоже. Существует гипотеза врачей, которые считают, что «аутизм» это не диагноз. По их предположению, люди с РАС — люди будущего. В пользу этой версии говорит творческое начало и одаренность множества аутистов. Возможно, кто-то свыше посылает в их лице свою «небесную» альтернативу?.. Несуетную... Живущую в своем «тоннельном», но ярком мире... Альтернативу большинству, бегущему, косному, суетящемуся, уставшему, потому и запрещающему себе переживание и сострадание?.. И на реплику: «Они этого не умеют», хочется ответить: «Мы не знаем, что они умеют, не подобран еще ключ к этим людям». Мартынчев данную гипотезу считывает у Бьерклунда очень талантливо. Бесподобно, до слез точно вторит ему художница Дарья Ульяничева. Внимание зрителей акцентируется не на деталях сценического пространства, а на рисунках юноши. Сначала в них можно увидеть бессмысленную пестроту, но если всмотреться, то на центральных картинках выступают окна, которые воронкообразно улетают в бесконечность. Не те ли окна, за которыми человек отгораживается от реальной жизни? «Мы здесь мутируем», - иронично подмечает незрячий. И только возвращаясь к внутренней свободе, слепой прозревает душой; лишенный эмоций ворчун-сосед предпринимает попытку разделить со своими подопечными не только тушеную капусту, но и путешествие; а особенный ребенок оказывается «особенным» не по диагнозу, а по безграничным способностям души видеть в окружающих прекрасное. Актеры, играющие в постановке, завораживают своей дружбой-дуэлью. Спектакль в их исполнении вышел похожим на беспомощного ребенка, которого хочется обнять, согреть своим теплом и бояться, что его кто-то обидит. Как же нужна нашему городу такая постановка!

Свидетельское дефиле или Адское ток-шоу?

Заключительной работой лаборатории стала пьеса «Свидетельские показания». Вживить тексты Дмитрия Данилова в пространство своей Малой сцены Академдрама пробовала и на предыдущих творческих лабораториях. На этот раз актер Российского академического молодежного театра, ученик Александра Галко - Александр Доронин представил нашему вниманию этакое «адское дефиле». Самой фабулы в произведении словно и нет. В начале зритель узнает, что некий человек то ли выбросился из окна, то ли ему помогли — не суть. Основу пробной постановки составляют показания свидетелей. В спектакле задействована бОльшая часть артистов труппы. ВСЕМОГУЩЕЙ труппы, надо отметить. Все они поочередно появляются перед зрителями словно на подиуме. Эмансипе в исполнении Зои Юдиной, не ведающая нежности и лишенная душевной гибкости. Трогательная в своей простоте коллега умершего (Екатерина Локтионова). Сверхестественная в «признаниях» Издателя Елена Блохина. Свою роль актриса превращает в настоящий миниспектакль. Каждый артист, занятый в эскизе, достоин отдельной статьи. Талантливый «хор» свидетелей выдал ошеломляющий результат. От полярности мнений, впечатлений об одном и том же человеке, от того, что для нас на самом деле важен не сам человек, а представления о нем, охватывает ужас. И хорошо, если речь (как в данной постановке) идет об умершем. А какой драмой может обернуться такая свидетельская многоголосица для того, чья судьба только вершится! После просмотра «Свидетельских показаний» мне почему-то вспомнился рассказ «Залетный» Василия Шукшина. Я ответила себе на вопрос, почему смертельно больному шукшинскому Саньке отчаянно хотелось продлить свой жизненный путь хотя бы на день, и по какой причине ушедшему из жизни главному герою «Свидетельских показаний» скучно даже думать на эту тему. Просто первого окружали живые люди, второго - «условные единицы». В этой связи выбор Александром Дорониным на главную роль в эскизе Александра Фильянова исключительно точен. «Галковцу» Фильянову свойственно исследовать человеческий дух на непостижимом, просто «молекулярном» уровне. Определение «проклятый дар» (опять же Василия Шукшина) очень подходит в качестве характеристики таланта этого артистуа Спектакль в целом дает ответ на вопрос, почему театр остается искусством, избранным всег лишь четырьмя процентами населения нашей страны. Просто большинству не под силу позволить душе трудиться. А труд этот титанический.

Помимо серьезных проблем и актуальных тем, поднимаемых в ходе творческой лаборатории «Видимоневидимо», у проекта есть еще одно важное назначение. Ставя его в летнюю плановую «сетку», Академдрама нарушает мерный ход театрального межсезонья, и заставляет с нетерпением ждать сезона нового. Пусть в нем сбудутся все названия «Видимоневидимо» этого года. Ведь машина просто обязана ехать к морю...

Автор Елена Маркелова

Фото: официальный сайт Саратовского академического театра драмы имени И.А.Слонова