14 апреля 2021 СРЕДА
Новости
«Состав Победы» — это 16 видеороликов, посвященных участию железнодорожников в Великой Отечественной войне. Темы роликов — это неизвестные широкой аудитории факты, события, связанные с вкладом железнодорожников в общую Победу.
Министр здравоохранения Саратовской области Олег Костин: "Заработная плата медицинских работников – на моем личном контроле
Карта распространения короновируса COVID-19
В Саратове снижен налог на прибыль для инвесторов
Льготная ипотека для сельчан: в работе 50 заявок от жителей области на сумму 81,1 миллиона рублей, половина уже одобрены

XXVIII Собиновский продолжается: «Ромео и Джульетта», «Орестея», «Раймонда»

XXVIII Собиновский продолжается: «Ромео и Джульетта», «Орестея», «Раймонда»

На сцене Саратовского академического театра оперы и балета продолжается XXVIII Собиновский музыкальный фестиваль.

Прошедшие три дня программы составили балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, опера «Орестея» Сергея Танеева и балет «Раймонда» Александра Глазунова.

Музыку Сергея Прокофьева к трагедии Уильяма Шекспира выдающаяся балерина Галина Уланова охарактеризовала «сильной, поистине зримой музыкой, столь созвучной Шекспиру; музыкой, содержащей ясные, яркие характеристики». В Академопере «Ромео и Джульетту» поставил лауреат Ленинской премии СССР, народный артист СССР Михаил Лавровский. Дирижер-постановщик спектакля — лауреат Госпремии РФ, народный артист России Юрий Кочнев. Благодаря серьезным силам, задействованным в постановке, репертуар саратовского оперного в свое время пополнился чувственным, тонким, красивым спектаклем. На XXVIII Собиновском главные партии в нем исполнили солисты Государственного академического Мариинского театра: Екатерина Осмолкина (Джульетта) и Александр Сергеев (Ромео). Всепоглощающая история первой любви, которой было суждено трагичным исходом помирить два враждующих клана, в исполнении этой пары — вершина балетного искусства. На хореографический рисунок, раскрывающий драматические повороты сюжета, наложилось актерское дарование солистов, что добавило саратовской версии балета Прокофьева еще более пронзительного звучания. Земной шар-маятник над сценой словно запустил для влюбленных обратный отсчет времени. Этот элемент сценографии является полноценным действующим лицом, призывающим зрителя к размышлению о вечных ценностях. Благо саратовским ценителям балета Академопера предоставляет такую возможность не только на Собиновском фестивале.

24 мая на сцене театра была представлена «Орестея» Сергея Танеева. Это единственная опера, которую написал ученик Петра Ильича Чайковского. «Орестея» — очередное доказательство смелости худрука театра, маэстро Кочнева, обращающегося к редко звучащим произведениям. Последний раз эта опера была поставлена в далеком 1915-м, и почти спустя столетие свою версию представил саратовский театр (премьера состоялась на XXIV Собиновском фестивале). Постановку осуществил известный оперный режиссер, сын Георгия Товстоногова — Вадим Милков. Фирменный почерк Вадима Георгиевича, заключающийся в использовании весьма эклектичных составляющих, позволил ему создать грандиозное (во всех смыслах) полотно. В основе оперы — нравственный конфликт добра и зла, справедливости и насилия, преступления и возмездия. Как и в предыдущей своей постановке для саратовского театра («Садко» Н.Римского-Корсакова) Милков изображает эти поединки количественно-световым методом. Мрачный клубок змей, свисающих над порочной Клитемнестрой, предчувствующей возмездие, — концентрация ужаса и беспросветности предельна (браво солистке ГАБТ Ксении Вязниковой за прекрасный вокал и создание высоко трагического образа). Тем ослепительнее и масштабнее монументальные хоровые сцены (хор выступает в спектакле комментатором событий) и явление спасительницы Афины на золотой колеснице. «Орестея» поражает своим масштабом и философским подтекстом.

В рамках прошлого Собиновского фестиваля на сцене Академоперы состоялась премьера балета «Раймонда» Александра Глазунова. В программу XXVIII Собиновского спектакль тоже включен, но уже с приглашенными солистами из Мариинки в главных партиях: Раймонда — Софья Гумерова, Жан де Бриен — Игорь Колб. Хореограф-постановщик Кирилл Симонов и главный художник театра Сергей Болдырев постарались создать два противопоставленных друг другу мира — возвышенно-романтический «западный» и чувственно-страстный «восточный» одинаково роскошны, под стать волшебной музыке Глазунова. В этом первом балете, написанном композитором, нет сюжетного развития. Данное обстоятельство позволяет зрителю акцентировать внимание на том, как филигранно раскрываются сами персонажи. Заглавной женской партии это касается в меньшей степени. Если «наша» Раймонда в исполнении заслуженной артистки России Веры Шариповой изящно порхала в пути от чувственного к духовному, героиня Софьи Гумеровой предстала этакой неуверенной и даже робкой девушкой, за которую по непонятным причинам борются Абдерахман и Де Бриен. Стремительный, как удар клинка, танец Абдерахмана (Александр Седов) — воплощение брутальной, сокрушающей все на своем пути энергии влюбленного мужчины. Жан де Бриен Игоря Колба мужественно-сдержан, лаконичен. Особенно хочется отметить балетную труппу Саратовского оперного. «Раймонда» соткана из ярчайших дивертисментов. Их мастерское и вдохновенное исполнение нашими артистами сопровождалось зрительскими овациями.

Сегодня на сцене Саратовского оперного — «гвоздь программы». Начинается Конкурс Конкурсов вокалистов. Его зрители всегда ждут особенно, поскольку состязаться в певческом мастерстве на Собиновский фестиваль приезжают уже титулованные солисты. В первом туре конкурсанты исполнят народные песни и романсы.

Автор Елена Маркелова