22 ЯНВАРЯ 2018 03:30 ПОНЕДЕЛЬНИК
Новости
Объявление
Консультативная юридическая и медицинская помощь лицам, оформляющимся в стационарное учреждение социального обслуживания для престарелых и инвалидов.
Телефон: 8-917-308-51-50.
Вакансия
Редакция приглашает к сотрудничеству
менеджеров по продаже
рекламы на сайт.
Контактный телефон 8-927-226-14-36
Как отдохнуть без лишних вложений
Как бы ни скакал курс евро или доллара, последнее, от чего откажутся россияне, — зимние каникулы. Их, к счастью, никто не отменял. По мнению наших сограждан, в связи с сегодняшней экономической ситуацией в стране туристические агентства и турфирмы, казалось бы, должны были поднять цены на комплексные туры. Однако этого не произошло. Напротив, многие компании, оправдывая доверие своих клиентов, предлагают сейчас довольно выгодные предложения по турам, в том числе и в рассрочку.
Реклама


Солнечная театральная система

Солнечная театральная система

В эти дни в Саратовском академическом театре драмы имени И.А.Слонова продолжается Третий Всероссийский фестиваль имени Олега Янковского.

«Олег, дорогой и любимый брат. Ты всегда с нами, с братьями, со своей семьей, со своими внуками, с коллегами из Ленкома и Саратовского театра драмы, с миллионами людей, которые помнят и любят тебя. Я очень рад, что в Саратове есть фестиваль твоего имени. Пусть он будет продолжением памяти о тебе в сердцах людей, которые тебя очень любят», — в телеграмме народного артиста СССР Ростислава Янковского, поступившей в адрес фестиваля, исчерпывающе определено назначение форума. Его программу составили тринадцать спектаклей известных российских (и не только) театральных коллективов, выставка, презентации книг и документальных фильмов, встречи с коллегами и родственниками Олега Ивановича. Каждое из этих событий по отдельности имеет свой уникальный характер. В то же время вся программа в целом — одна большая эстетическая композиция, озаренная огоньком свечи из гениальной «Ностальгии» Андрея Тарковского.

«Урод», «Аглая» и другие
На каждом спектакле фестиваля был переаншлаг. Увы, в день открытия был отменен спектакль МХТ имени А.П.Чехова «Крейцерова соната» из-за того, что непогода помешала исполнителю главной роли Михаилу Пореченкову вылететь из Москвы. Показ перенесен на 17 января 2015 года, билеты не пропадут. К слову, за Саратовскую театральную школу в этом спектакле «отвечает» ученик Валентины Ермаковой — Владимир Калисанов. «То, что мы, студенты, любили Олега Янковского, — пустые слова. Мы боготворили его и учились у Олега Ивановича», — признался Владимир Виленович.
На следующий день на Большой сцене Академдрамы состоялся класс-концерт «Азбука актера», в котором выступили студенты второго курса Высшей Школы Сценических Искусств Константина Райкина. Каждая «буква» этой восхитительной «азбуки» прозвучала звонко и незабываемо. Ребята показали настоящие мини-спектакли, в которых спрятана фирменная райкинская техника обучения актерскому мастерству. «Азбука актера» — команда высшего товарищества — служение искусству», — об этой цепочке, рождающей магию театра, наверняка будут говорить все без исключения участники фестиваля. Но даже если бы не то обстоятельство, что декан актерского факультета ВШСИ, ведущая актриса «Сатирикона» Елена Бутенко-Райкина также была ученицей великой Валентины Ермаковой и замечательного режиссера Александра Дзекуна, класс-концерт все равно вписался бы в концепцию нашего фестиваля. Искрометные, легкие этюды на самом деле показали, насколько это титанический труд — начало лицедейского пути. Начало. Так много определившее и в творчестве Олега Янковского.
Саратовский период творчества замечательного актера у многих ассоциируется в первую очередь с князем Мышкиным в исполнении Олега Ивановича. Моноспектакль режиссера Владимира Берзина «Аглая» (несуществующую главу романа Ф.М.Достоевского написал драматург Клим) совершил удивительную метаморфозу: присутствие князя ощущалось физически. И дело не только в гигантских фоторепродукциях Янковского-Мышкина. Возвращаясь из психиатрической лечебницы от князя, Аглая Епанчина сидит в швейцарском кафе, пропуская поезд за поездом. Актриса Ольга Хорева не играла загадочную героиню романа «Идиот». Она ею была. И приглашала к диалогу, в котором вместе со зрителем пыталась объяснить свою любовь, предназначение. Яблоко на столе, кристально чистая, какая-то ясная, вода в звонком хрустале бокала, болезненно-нервная энергия рук. И в тебе воскресают давние фантастические впечатления от знакомства с романом, с Мышкиным; ощущение, что князь с хирургической точностью достает из твоей души то, в чем ты так боишься себе признаться.
«Аглая» — не единственная работа, которую представила Школа Драматического Искусства. Театр под художественным руководством ученика Юрия Киселева — Игоря Яцко — радовал саратовцев два вечера подряд. Пронзительную «Аглаю» сменил эстетский салон сэра Оскара Уайльда, которым смело можно назвать спектакль «Как важно быть серьезным». В этот вечер из-за ненастья Саратов превратился в настоящий «туманный Альбион», и вновь спектакль был под угрозой срыва. К нам не смогла прилететь исполнительница роли Леди Брэкнелл актриса Людмила Дребнева. Но надо знать Игоря Яцко! Режиссер принял удар на себя и сам перевоплотился в тетушку Августу! «Гоша великолепный», — можно было слышать от театралов в зале и в фойе. Кстати, фойе на время антракта превратилось в музыкальный салон Гвендэлин, где можно было услышать прекрасные партии в академическом исполнении и угоститься английским чаем со знаменитыми сэндвичами с огурцом. В те же минуты на сцене зрители фотографировались с гигантским и потрясающе красивым догом Верди. Лапу желающим поздороваться он подавал поистине королевским жестом. Все в этот вечер настраивало на уайльдовский лад. «Мы стремились играть «по-английски», чтобы вскрыть парадоксы, юмор Уайльда. Играем в это с удовольствием. Любимый спектакль как упражнение. Иногда эстетский салон является частью спектакля, иногда закулисной работой, но мы всегда проходим через его особую эстетику», — рассказал на пресс-конференции Игорь Яцко. Оскар Уайльд говорил: «Беседа должна касаться всего и не останавливаться ни на чем». Для этой фирменной беглости стиля актеры ШДИ и их мощный худрук нашли чрезвычайно «вкусную» и остроумную сценическую форму. Допить чашку ароматного чая и последние капельки изящным жестом вылить себе за ворот как одеколон. Съесть при помощи ножа и вилки виноградину в светской беседе. «Наши» Сергей Ганин (мастерская Владимира Федосеева) и Роман Долгушин (первое образование — филологический факультет СГУ) хулиганили на полную катушку. Это был интеллектуальный эквилибр в изысканной упаковке. А какая восхитительная работа с текстом! Какое точное интонирование каждого слова! И, конечно, хочется подчеркнуть, что Игорь Яцко сделал искрометный спектакль с парадоксальными уайльдовскими шутками еще более пикантным. Вынужденным, но украсившим спектакль мастер-классом актер и режиссер показал, «как важно быть серьезным» в профессии.
Саратовский академический театр драмы представил спектакль «Урод». Постановка Явора Гырдева — абсолютный триумфатор фестиваля «Золотой Арлекин». Спектакль о красоте и уродстве — это россыпь художественных сюрпризов, эстетическое исследование личностной трансформации.
В одну философскую притчу слились в нашем сознании спектакли «Вол и осел при яслях» и «P.S.» Новокуйбышевского театра «Грань», «Как несколько дней» Иерусалимского театра «Микро». Гости из Новокуйбышевска Самарской области стали для саратовского зрителя настоящим открытием. Театр был основан 44 года назад режиссером Эльвирой Дульщиковой. Название театра отражает многогранность жизни, человека, его поисков, движущихся все же по единственно верному вектору — по пути Добра, Любви, Совести.
Рождественская притча «Вол и осел при яслях» Жюля Сюпервьеля в исполнении артистов Новокуйбышевского театра-студии «Грань» стал хорошим подарком саратовской детворе. В фестивальную афишу впервые включен спектакль для юных зрителей, но в дальнейшем детскую часть программы арт-директор фестиваля Ольга Харитонова планирует расширить. В роли Рассказчицы выступила выпускница театрального факультета консерватории имени Л.В.Собинова Юлия Бокурадзе (мастерская народной артистки России Риммы Ивановны Беляковой). Миниатюрное жилище маленького Иисуса, микроскопическая колыбель, флейта величиной в спичку, маленькие деревянные ангелочки, вол и осел, сияющая Вифлеемская звезда — тепло и близость созданного сценического мира сообщают то волшебное настроение, которое превращает для нас праздник Рождества Христова в таинство. Чудеса сопровождают и создателей спектакля.
«У нашего театра традиция — на каждое Рождество он показывает рождественские спектакли, — рассказывает режиссер Денис Бокурадзе. — Так родилась идея поставить Жюля Супервьеля. В постановках «Грани» часто синтезируются жанры: хореографический, драматический, кукольный, вокальный. Это очень тонкое смешение. Задумывая «Вола и осла», я как-то сразу понял, что без кукол он не получится. С этим замыслом обратился к известной самарской кукольнице Алисе Якиманской. Она была потрясена, поскольку давно мечтала поработать над этим произведением. У нее уже были готовые эскизы, и спектакль родился на одном дыхании — за месяц. Она сделала куклы из дерева. Так кропотливо и тщательно сделала, что даже маленький-премаленький Иисус в своей маленькой колыбельке есть. Никто его не видит. Только мы знаем, что он там есть. Ведь эта история должна нести живую энергию, поэтому все должно быть по-настоящему».
Юлия Бокурадзе рассказала следующую историю: «Однажды после спектакля в нашу гримерную зашла зрительница и сказала: «Желаю, чтобы в вашей семье произошло такое же чудо, о котором вы нам сейчас рассказали». Юля через три месяца станет мамой. Пожелаем ей и малышу здоровья и счастья.
Свет рождественской притчи сменился беспроглядной теменью спектакля «Post Scriptum» по пьесе «За закрытыми дверями» Жана-Поля Сартра. Черный квадрат комнаты, в которой находятся трое. Они словно замерзающие мухи: то застынут, то замечутся в каком-то агонистическом танце. Сценография бьет в сердце снайперски точно: медные пол и стена, полупрозрачное зеркало, озаренная светом дверь, которая не откроется никогда. Взгляд-рентген актрисы Алины Костюк, — и ты понимаешь, что это твои стопы касаются ледяного медного пола, это в тебя, из твоей вечности, вглядывается из зеркала Некто Инферно с его душераздирающими криками. «Post Scriptum» — спектакль о том, как важно прожить так, чтобы твоя история в результате оказалась досказанной и не было стыдно и страшно ни перед собой, ни перед другими. Это послание от театра «Грань» прозвучало очень мощно.
«Как несколько дней...» Меира Шалева в исполнении иерусалимского театра «Микро». Этот спектакль стал эмоциональным «восклицательным знаком» в конце первой фестивальной недели. Режиссер «...Дней...» — дочь Льва Горелика Ирина. Раньше Ирина Львовна работала завлитом в Саратовском ТЮЗе. Главную роль в спектакле исполнила ее сестра. Мария окончила саратовское училище в 1986 году. Это был легендарный курс Валентины Ермаковой, где вместе учились Евгений Миронов, Владимир Калисанов, Галина Тюнина, Владимир Кустарников, Людмила Потапова.
Роман Шалева о любви трех мужчин к одной женщине и сыне трех отцов автор этих строк дочитала накануне саратовского показа. Интриговало, удастся ли постановщику перенести на сцену то богатство образов и красок, которые украшают произведение. Деревянный помост (он же и река, которая станет гробом для утонувшей в ней Тони); забор-вилы, зловеще вспарывающие небо; свадебное платье, свернутое печальным саваном; лужица молока, разлитая у твоих ног; горстка гвоздей, которые Яков будет сгибать в кольца; аромат свеженарезанного лука. Все в спектакле Ирины Горелик говорит об единоначалии радости жизни и торжества смерти, женщины и мужчины. Режиссер преподносит зрителю действие романа как изысканное блюдо, герои настолько исповедальны в своих диалогах, что ты тоже начинаешь ощущать себя частью этого мира.
Впереди — еще четыре спектакля. Рассказ о них — в ближайшее время.


Магия «Старого причала»

К фестивалю был также подготовлен ряд выставок, презентаций, кинопоказов. Эти события опять же о начале пути. «Олег Иванович здесь учился, на протяжении нескольких сезонов играл в спектаклях драматического театра, а начало творческого пути очень многое определяет в жизни человека», — говорит арт-директор фестиваля Ольга Харитонова. Выставка «Нечаянная вечность» Татьяны Грауз, фотоинсталляция «Сохранить свет» Алексея Трубецкова и Алексея Гуськова, вернисаж Ольги Пегановой и выставка театрального художника Дмитрия Разумова — талантливая попытка раскрыть тайну таланта великого актера.
В рамках фестиваля состоялся вечер памяти народной артистки России Валентины Ермаковой, посвященный 90-летию актрисы. Зрители смогли увидеть документальный фильм «Театральный факультет». Воспоминаниями о легендарной актрисе поделилась Ольга Харитонова: «В жизни есть вещи, которые я не могу понять. Например, почему Валентина Александровна не договорила книгу. Она рассказала только детство, учебу, возвращение в Саратов, как пришла на курс Киселева. И все! Больше она не успела. Был второй инсульт, и она уже не встала. Но когда она начинала говорить, она рассказывала какую-то удивительную прекрасную книгу. Самое интересное в этом рассказе было то, что она была абсолютно беспощадна к себе. Она совершенно не хотела книжку, в которой она была замечательной артисткой и как все потрясающе сложилось. Она рассказывала полную конфликтов, сложностей и противоречий настоящую человеческую жизнь. К сожалению, этой книги не случилось. Но когда она ушла, благодаря Евгению Миронову сложилась другая книга, в которую вошли воспоминания людей о ней. В Саратовском театре драмы мемориальная доска Валентины Ермаковой помещена рядом с доской Олега Янковского: это сделано с полным основанием. И в этом нет никакой натяжки. Это по-настоящему равные фигуры. Несмотря на то, что Олега Ивановича знают все, вся страна, весь мир, а Валентину Александровну — поменьше, значительно поменьше».
Также на фестивале состоялась презентация книги «Ах, как бы начало вернуть», посвященной саратовскому периоду жизни и творчества артиста.
В ней приняли участие авторы материалов: доктор философских наук Вадим Михайлин, доктор филологических наук Артем Зорин, кандидат филологических наук Евгений Трухачев, составитель и редактор Ольга Харитонова.
В предисловии к книге говорится: «В музее Саратовского академического театра драмы имени И.А.Слонова хранится фотография Олега Ивановича, Людмилы Александровны Зориной и Филиппа, на которой рукою артиста написано: «В память родному городу, который дает нам силы работать. Где мы получили профессию, где я обрел семью, где судьба подарила нам сына!» Его голос еще звучит, кажется, совсем рядом, а безжалостное время уже нашептывает, что нужно успеть собрать и сохранить все, что осталось: творческие характеристики, подписанные партийными и профсоюзными руководителями, и ученические фотографии, сделанные на уроке танца, первое интервью местной прессе после успешной премьеры «Идиота» и первые рецензии на спектакли с участием Олега Янковского, вышедшие в Саратове и во время гастролей театра по стране.
Нам хотелось, чтобы первая книга, посвященная саратовскому периоду жизни и творчества Олега Янковского, была похожа на саму жизнь, где серьезные научные штудии, анализирующие творчество артиста, соседствуют с глубоко личными сердечными признаниями, бесценные воспоминания родного брата, Николая Ивановича, о саратовском детстве — со свидетельствами коллег и партнеров по сцене, опыты реконструкций спектаклей «Идиот» и «Таланты и поклонники» — с размышлениями о том, как воспринимаются давние герои Олега Ивановича сегодняшними зрителями.
Более десяти лет, проведенных Олегом Янковским в атмосфере театрального Саратова, первые уроки мастерства, полученные им в театральной школе и продолженные в одной из самых сильных провинциальных трупп страны, во многом сформировали его представления о театре и жизни, сообщили мощный и верный импульс для дальнейшего профессионального и человеческого движения и развития. Первые ученические шаги великого артиста и его работа в Саратовском театре драмы могут служить примером и символом столь важного в жизни любого творческого человека Начала Пути.
Мы очень надеемся на то, что этот первый «книжный» опыт будет продолжен другими авторами, что он тоже послужит началом — теперь уже вечного присутствия Олега Ивановича Янковского и созданных им образов в нашей жизни».
Все мероприятия программы подчеркнут наличие общей профессиональной и человеческой корневой системы, заданной Саратовской театральной школой не только ее выпускникам, но и зрителям. В эти дни в Академдраме царит магия «Старого причала». «Кто-то и мне прямо в глаза молча глядит, словно забыть старый причал мне не велит». Помните? Эта атмосфера — константа для нашего театра, создавшего фестиваль имени Актера, в финале пути которого огонек свечи превращается в солнечную театральную систему.

Автор Елена Маркелова