18 ЯНВАРЯ 2018 08:55 ЧЕТВЕРГ
Новости
Объявление
Консультативная юридическая и медицинская помощь лицам, оформляющимся в стационарное учреждение социального обслуживания для престарелых и инвалидов.
Телефон: 8-917-308-51-50.
Вакансия
Редакция приглашает к сотрудничеству
менеджеров по продаже
рекламы на сайт.
Контактный телефон 8-927-226-14-36
Как отдохнуть без лишних вложений
Как бы ни скакал курс евро или доллара, последнее, от чего откажутся россияне, — зимние каникулы. Их, к счастью, никто не отменял. По мнению наших сограждан, в связи с сегодняшней экономической ситуацией в стране туристические агентства и турфирмы, казалось бы, должны были поднять цены на комплексные туры. Однако этого не произошло. Напротив, многие компании, оправдывая доверие своих клиентов, предлагают сейчас довольно выгодные предложения по турам, в том числе и в рассрочку.
Реклама


«Страдания» по сокровенным людям

«Страдания» по сокровенным людям

«Культурный» сентябрь в нашем городе вот уже более десяти лет ассоциируется прежде всего с Международным кинофестивалем документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Его ждешь с нетерпением, в предвкушении сеансов хорошего кино, способного «дотронуться до души зрителя». Именно так определяют миссию «страданий» организаторы, и одиннадцатый фестиваль в этом смысле не обманул ожиданий.

«Внеконкурсная» уникальность
По признанию директора «Саратовских страданий» Татьяны Зориной, программа XI кинофестиваля версталась по «движению сердца». Огромную популярность у зрителей снискали внеконкурсные мероприятия. По своей уникальности они, без преувеличения, стали настоящим событием в культурной жизни Саратова. Выставка «Детская мода. 100 лет назад» познакомила с редкими фотографиями из архивов Мультимедиа Арт Музея Москвы. Снимки малышей в крестильных рубашечках, крестьянских детей в простой, удобной для работы одежде, одинаковые ситцевые платьица приютских сирот, прекрасные кружева и бантики девочек, одетых для детского бала... Экспозиция снискала популярность не только из-за информативности, но и вследствие удивительно умиляющей атмосферы. Виновник тому — непередаваемый детский взгляд, ожидающий, когда «вылетит птичка».
С интересом публика отнеслась и к вечеру Scopitone Films. Scopitone — это музыкальный автомат, изобретенный во Франции в 1958 году и завезенный в Америку в начале 60-х. Для Scopitone снимались музыкальные фильмы — предшественники нынешних видеоклипов, которые как раз и называются Scopitone Films.
Саратовцы получили возможность встретиться с известными кинематографистами. В Доме кино состоялась творческая встреча с писателем, сценаристом, лауреатом литературных премий Алексеем Ивановым. В вечере-закрытии приняли участие легендарный Кшиштоф Занусси и популярная у молодежи Валерия Гай Германика. Приезд в Саратов культового польского режиссера был из разряда «в это невозможно поверить». Интеллектуал, потрясающий художник, пан Кшиштоф оказался еще и человеком с искрометным чувством юмора.
Встреча с Валерией Гай Германикой по настрою была иной. Режиссер отвечала на вопросы односложно, предупредила, что у нее «клиповое мышление». Сообщила: лучше о ней самой расскажет ее кино. Удивила и покорила признанием, что постоянно думает о своей дочке…
Вечер-закрытие стал символичным диалогом двух поколений режиссеров.

Свобода зонтиков и людей
Если в прошлом году сквозной темой фильмов-конкурсантов была жизнь людей с диагнозом аутизм, то в программе XI фестиваля на первый взгляд четкого лейтмотива не просматривалось. Впрочем, зрители, как всегда, мечтали лишь об одном — пойти в Дом кино и посмотреть как можно больше лент. С каждой новой картиной крепла уверенность в том, что фильм-победитель выбрать будет очень сложно. Поэтому мы позволим себе рассказать о тех картинах, которые произвели на нас особое впечатление. В основной конкурсной программе участвовали 22 документальных фильма из Эквадора, Южной Кореи, Испании, Италии, Румынии, Германии, Великобритании, Израиля, России и других стран. Во вторую конкурсную программу — «Панорама. KINO.DOC» — были включены тринадцать фильмов. Документальные ленты «Панорамы» в основном сняты российскими режиссерами-документалистами. Третий блок назывался «Наша кинофабрика». Эта часть «страданий» в прямом смысле «местная». Девять документальных, экспериментальных, анимационных и игровых работ, составивших программу «кинофабрики», сняли режиссеры из Саратова и Саратовской области.
Конкурс и открыла «Наша кинофабрика». По словам Татьяны Зориной, этот блок — экспликация фестиваля. Землякам-режиссерам важно понять, как их творчество выглядит в мировом кинематографе. Работы-конкурсанты внесли свои, запоминающиеся, краски в картину мира. Дмитрий Палагин эту картину представил глазами... зонтика. Анимационный фильм «Приключение зонтика» искренне порадовал зрителей яркостью метафор, а для некоторых стало открытием, что анимация в Саратове вообще есть. Нам показалось символичным, что конкурсный показ начался именно этим фильмом. Кленовые листья, превращающиеся в журавлиный косяк; вечернее дерево с глазами-фонарями — так беззаботен и сказочен мир глазами ребенка! Эстафету «зонтик» передал «Свободе без согласия». В картине режиссера Таи Никитиной действительность анализируют молодые люди, чье детство пришлось на начало 80-х. Одаренная журналистка, успешный бизнесмен, парень — пациент наркологической клиники, воспитанница детского дома, которой отказано в регистрации, — судьбы ребят сложились по-разному. Но есть нечто, что объединяет их. Это свобода, которую им дали, а что с ней делать, они не знают. Наблюдая за своими героями, режиссер предлагает зрителю поразмышлять над множеством смысловых оттенков понятия «система». Многие по понятным причинам не могут произносить это слово без содрогания, считая антонимом «свободе». В фильме Таи Никитиной речь идет о другой системе, которая рифмуется с немецким «бухштабе», русским внутренним стержнем. Парни и девушки не раз говорят о том, что их родителям повезло застать советское время. Именно личностная системность помогла им вывести детей в люди в то время, когда от страны, а вместе с ней от ощущения благополучия и стабильности, не осталось и следа. Девушка, спускающаяся по бегущей вверх лестнице эскалатора, — сильнейшая иллюстрация поколения 80-х. Мы видим, что у этих молодых людей продолжаются поиски себя.

Феномен «13 дверей»
Удивительно созвучными саратовскому фильму оказались киноленты основной конкурсной программы. Свобода, ее рамки — эта тема исследуется документалистами в различных аспектах. Фильм «13 дверей» (автор сценария и режиссер Дэвид Рубио, Аргентина-Эквадор) переносит нас на территорию одной тюрьмы, где вместе учатся заключенные и те, кто их охраняет. «Это тот самый оазис человеческой жизни, человеческих отношений, за которым не устаешь наблюдать», — считает председатель жюри фестиваля, президент Гильдии неигрового кино России Евгений Григорьев. Этих людей не разделяют границы, которые, казалось бы, априори обусловлены местом их пребывания.
В «Земле между» режиссера Д.Феделе (Австралия) испанский город-анклав Мелилья на западе «черного континента», напротив, отделен от остальной Африки стеной. Зримой, крепкой, добротной. Фильм рассказывает о том, как рабочие-нелегалы из африканских стран пытаются проникнуть в Мелилью, чтобы затем перебраться в Европу. Они живут в лесу в домиках из картонных коробок, под покровом ночи кишащей черной лавой «перетекают» через заветную стену, со сломанными руками и ногами выдворяются полицейскими назад. Многие из них пытались пробраться в Мелилью несколько десятков раз. Мечта о Европе для этих людей превратилась в религию. И столько в них жизненной энергии, что, кажется, вот-вот стена падет — и хлынет африканский народ на Запад, некогда показавший им блага цивилизации.

Талант «быть счастливым»
Апофеозом свободы для нас стали фильмы о людях, живущих в гармонии с собой. Гробовщик-армянин из ленты «Абонент временно недоступен» режиссера Армана Ерицяна на все смотрит сквозь призму профессии. «Бывает, такой хороший человек! Даже гробовщик жалеет, что для него приходится делать гроб». «Жизнь продолжается. Мы для одних делаем гробы, другие для нас сделают». «Зачем о смерти думать: живешь — живи, умрешь — умри». И звучит это из уст обаятельного героя жизнеутверждающе. Он покоряет своей обычностью и обезоруживающей простотой, как колоритные герои лучших фильмов Георгия Данелия.
Ничего особенного не происходит и с героем картины «По образу и подобию» (режиссер Никита Тихонов-Рау, Россия). Испанский лифтер Иисус вместе с жителями дома за день поднимается и спускается на лифте сотни раз. Его предшественники недолго выдерживали подобную нагрузку и уходили, но на Иисусе — ипотека. «Это адская работа. Но главное — у меня есть квартира, — часто повторяет он. — Там я в тишине, могу ни с кем не разговаривать». В то же время он беспрестанно отрывает билетики, успевает перемолвиться с соседкой, помогает загрузить коляску с ребенком, посетовать на то, что за последнее время в доме умерло около тридцати человек. В эти мгновения лифтер — абсолютный князь Мышкин, а звон монет в его руках очень напоминает перезвон колоколов. Не в этой ли тесной и темной кабине его настоящая жизнь? Вопрос риторический. Автором сценария «По образу и подобию» является Ольга Арлаускас — дочь актеров Марины Шиманской (исполнительница главной роли в к/ф «Берегите женщин») и Альгиса Арлаускаса (главная роль в к/ф «Спортлото-82»). Марина — родом из Саратова. Имея косвенное отношение к нашей театральной школе, вместе с мужем она привозила своих учеников (чета Арлаускас более десяти лет живет в испанском Бильбао, где создала частную театральную школу) на Второй фестиваль памяти Олега Янковского. Сдержанная и закрытая Шиманская на вопрос о семье ответила: «А хотите, мы вам фильм нашей дочери покажем». Тогда во время сеанса фильма «В ауте» о детях с диагнозом аутизм плакали даже мужчины. А автор этих строк стала преданной поклонницей таланта режиссера Ольги Арлаускас. Чуткое сердце помогает Оле увидеть в человеке «доказательства» того, что он создан «по образу и подобию».
Галерею людей, обладающих даром жизнелюбия, продолжают легендарная Лина Мкртчян в фильме «Птирычка» (режиссер Ирина Васильева), многодетная семья Ичетовкиных (о слабослышащих родителях и их чудо-детях — лента «Быть счастливым» Антона Погребного), целители Синайской пустыни («Хранители сада» Бриони Данн, Египет). Герои последней ленты стараются спасти свои сады с целебными травами и лечат людей. Успешно лечат. А травкам заботливо приговаривают: «Зеленейте с божьей помощью». И вспомнилось, как с внутренним упокоением «птирычка» Лина Мкртчян цитирует Антония Великого: «Вас назовут безумными только потому, что вы откажетесь участвовать в общем безумии». Герои кинолент «Саратовских страданий» не участвуют в общем безумии, они делают свое дело. Организаторы фестиваля — тоже. Они кропотливо ищут «бриллианты человеческие», создавая документальный сериал длиной в десятилетие. Своей работой они словно говорят нам: «Растите с божьей помощью». Для этого и существует документальное кино.

Справка
Профессиональным жюри, учредителями и спонсорами были отмечены следующие фильмы.
Главный приз фестиваля — приз губернатора Саратовской области «Саратовская гармония» — «13 ДВЕРЕЙ», автор сценария и режиссер Дэвид Рубио, Аргентина–Эквадор, 2014.
Приз генерального спонсора фестиваля — Аркадия Евстафьева — «Энергия правды» —
«ХРАНИТЕЛИ САДА», автор сценария и режиссер Бриони Данн, Египет, 2014.
Приз министерства культуры Саратовской области — «ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ», автор сценария Ольга Арлаускас, режиссер Никита Тихонов-Рау, Россия, 2013.
Приз главы администрации муниципального образования «Город Саратов» — «Из Саратова с любовью» — «ПОЕЗД В МОСКВУ — ПУТЕШЕСТВИЕ В УТОПИЮ», авторы сценария и режиссеры Федерико Ферроне, Майкл Манцолини, Италия, 2013.
Приз лучшему оператору (имени Владислава Микоши) — «ЮРА», оператор Алексей Филиппов, режиссер Светлана Черникова, Россия, 2014.
Приз «За первый уверенный шаг в профессию» (дебют) — «НЕЖДАННАЯ ЛЮБОВЬ», режиссер Пас Шварц, авторы сценария Пас Шварц и Реувен Бродский, Израиль, 2014.
Специальное упоминание жюри — «БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ», автор сценария и режиссер Да-хи ЮН, Южная Корея, 2014.
Специальный приз зрителей — «ТЕМ ВРЕМЕНЕМ В ШАНХАЕ», автор сценария и режиссер Ули Гаульке, Германия–Нидерланды, 2013.
Приз за лучший фильм программы «Панорама KINO.DOC» — «КОРЫТО ЛЫЖИ ВЕЛОСИПЕД», режиссер Иван Твердовский, Россия, 2013.
Приз за лучший фильм программы «НАША КИНОФАБРИКА» — «СВОБОДА БЕЗ СОГЛАСИЯ», режиссер Тая Никитина, Россия, 2013.
Специальный приз киноклуба «Волшебный фонарь» «За самое точное попадание в жанр» — «АБОНЕНТ ВРЕМЕННО НЕДОСТУПЕН», автор сценария и режиссер Арман Ерицян, Россия, 2014.
Специальный приз Газеты недели в Саратове и информационного агентства «Свободные новости. FreeNews Волга» — «ДЕЛЬ И ЕГО ПРЕДЕЛ», автор сценария и режиссер Елена Ласкари, Россия, 2014.
Специальный приз банка «Агророс» — «НЕУХОДЯЩИЕ НАТУРЫ», автор сценария и режиссер Андрей Ткаченко, Россия, 2014.
Специальный приз компании «Саратовские авиалинии» — «ПРИКЛЮЧЕНИЕ ЗОНТИКА», автор сценария Владимир Голованов, режиссер Дмитрий Палагин, Россия, 2013.
Специальный приз филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Саратов» — «ИГРА ВСЛЕПУЮ», автор сценария и режиссер Виктория Казарина, Россия, 2014.
Специальный приз интернет-портала «Провинциалки» — «ПАПА, ЗДРАВСТВУЙ…», автор сценария и режиссер Наталья Кононенко, Россия, 2014.
Специальный приз журнала «Общественное мнение» — «БОМБА», авторы сценария и режиссеры Олег Зубарев и Владимир Тюлькин, Казахстан, 2014.

Автор Елена Маркелова