18 октября 2018 16:38 ЧЕТВЕРГ
Новости
Как отдохнуть без лишних вложений
Как бы ни скакал курс евро или доллара, последнее, от чего откажутся россияне, — зимние каникулы. Их, к счастью, никто не отменял. По мнению наших сограждан, в связи с сегодняшней экономической ситуацией в стране туристические агентства и турфирмы, казалось бы, должны были поднять цены на комплексные туры. Однако этого не произошло. Напротив, многие компании, оправдывая доверие своих клиентов, предлагают сейчас довольно выгодные предложения по турам, в том числе и в рассрочку.

По следам XXVII Собиновского фестиваля

С 21 мая по 3 июня в Саратовском академическом театре оперы и балета прошло ключевое событие в культурной жизни города — XXVII Собиновский музыкальный фестиваль. Его программа проходила под девизом «Золотой век русской музыки» и была сверстана так грамотно, что каждый из фестивальных вечеров претендует на звание лучшего.

Художественный руководитель театра Юрий Кочнев еще до открытия XXVII Собиновского сообщил журналистам, что вектор музыкальному празднику задали две премьеры, которые представлены на сцене саратовского оперного в текущем сезоне. Речь идет об опере «Князь Игорь» и балете «Раймонда». «Не всегда бывает, чтобы в один сезон выпускались два таких капитальных произведения», — подчеркнул маэстро. Список шедевров русской классики, включенных в программу XXVII фестиваля, продолжили оперы «Русалка» и «Евгений Онегин», балет «Лебединое озеро» — названия, сулящие непередаваемое эстетическое наслаждение.

Истинные ценители русской классики получили колоссальные впечатления уже на открытии. Если раньше старт фестивалю давали редко звучащие произведения, то на сей раз симфонический оркестр театра под управлением лауреата Госпремии, маэстро Юрия Кочнева исполнил мировые премьеры. Это были «Увертюра на русскую тему» и кантата «Из Гомера» Н.Римского-Корсакова, фантазия «От мрака к свету» и «Коронационная кантата» А.Глазунова, симфоническая картина «Из Апокалипсиса» А.Лядова, «Поражение «Сеннахериба» М.Мусоргского.

Даже неискушенные зрители осознали, что в данные минуты в Саратовском оперном произошло историческое событие. О том, что благодаря выступлению коллектива театра 21 мая Россия подарила миру настоящие шедевры симфонической музыки, со сцены сообщил искусствовед с мировым именем Евгений Левашов.

Во второй вечер на сцене Саратовского академического театра оперы и балета состоялась премьера спектакля по пьесе Великого князя Константина Романова «Царь Иудейский» на музыку Александра Глазунова.

«Мне пламенно хотелось... удовлетворить потребность в зрелищах, душу возвышающих... Хочется верить, что проповедь добра, правды и красоты восторжествует», — так высказался о замысле своего последнего драматического произведения «Царь Иудейский» автор, двоюродный дядя Николая II, известный всей России писатель, поэт, президент Петербургской Академии наук.

Работа над пьесой была начата Романовым в Светлую неделю, 6 апреля 1912 года.

После написания произведения Святейший Синод сделал все возможное, чтобы не допустить его на театральные подмостки. Тем не менее единственная премьера состоялась 9 января 1914 года в придворном театре Эрмитажа. Спустя ровно сто лет целостную музыкально-драматическую композицию «Царь Иудейский» возродил коллектив Саратовского оперного под управлением главного дирижера, лауреата Госпремии РФ Юрия Кочнева. Другой юбилей связан с ролью Понтия Пилата. Ее сыграл народный артист России, художественный руководитель Саратовского академического театра драмы Григорий Аредаков. Спустя 25 лет после легендарного спектакля Александра Дзекуна «Мастер и Маргарита».

Пьеса рассказывает о событиях последних дней земной жизни Спасителя. По цензурным соображениям в пьесе нет действующих лиц, изображающих Иисуса, апостолов и Богоматерь. Но их присутствие настолько ощутимо благодаря великой музыке Александра Глазунова! Браво, оркестр! Браво, маэстро Кочнев! Зритель становится свидетелем торжественного входа Иисуса в Иерусалим. Суд Пилата и крестный путь на Голгофу, распятие и смерть Христа, Великая Суббота и чудо Светлого Воскресения — белый стих, музыка, игра цвета в полной мере передают картину перерождения мира. От мрака к свету. От громового крика прокуратора: «Чтооооооо?!!!!!», обрекающего его на тысячелетние пытки, физически ощущаешь боль в сердце. И, как ни странно, именно эта реакция Пилата звучит призывом: «Храните Бога в себе». Грандиозное впечатление производит жена прокуратора Прокула. Она властна и непокорна в начале действия. Ступив на путь к вере, Прокула спокойно-уверенна и умиротворена. Эта роль обнаружила в солистке Академоперы Марине Демидовой мощный дар драматической актрисы. Синтетический жанр спектакля явил зрителю уникальное зрелище. Продолжительные овации свидетельствовали о том, что он стал большим событием российского музыкального театра. Жаль, что «Царь Иудейский» не войдет в репертуар Академоперы.

День третий. На сцене Саратовского оперного — премьера уходящего сезона, «Князь Игорь» Александра Бородина в постановке Андрея Сергеева. Режиссеру удалось отразить тему нравственного подвига, мужества, пронесенного сквозь ошибки и поражения, показать, как в годины лихолетий раскрываются духовная красота и стойкость русских людей. Вместе с тем Сергеевым ярко подана «восточная» линия с завораживающими танцами пленниц и захватывающими плясками половцев. Браво вокалистам, которые солировали в этом спектакле. Партию князя Игоря исполнил солист Московского театра Новая опера Анджей Белецкий, партию Ярославны — солистка ГАБТ России Марина Лапина.

aFT4RG7WlD0.jpgНепосредственно в рамках очередного Собиновского фестиваля на сцене Академоперы состоялась премьера балета «Раймонда» Александра Глазунова. В этом первом балете, написанном композитором, нет сюжетного развития. Именно это позволяет зрителю акцентировать внимание на том, как филигранно раскрываются сами персонажи. Заслуженная артистка Вера Шарипова мастерски передала в танце путь Раймонды от чувственного к духовному. Стремительный, как удар клинка, танец Абдерахмана (Александр Седов) — воплощение брутальной, сокрушающей все на своем пути энергии влюбленного мужчины. Хореограф-постановщик Кирилл Симонов и главный художник театра Сергей Болдырев постарались создать два противопоставленных друг другу мира — возвышенно-романтический «западный» и чувственно-страстный «восточный» одинаково роскошны, под стать волшебной музыке Глазунова.

При традиционном аншлаге состоялись любимые зрителем постановки: «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П.Чайковского. «Балет-шлягер» — такое определение может служить эпитетом к каждому из этих названий. Вместе с тем исполненные в архаичной редакции они уступали современному хореографическому языку «Раймонды».

Настоящим праздником для саратовцев стали оперы «Русалка» А.Даргомыжского и «Евгений Онегин» П.Чайковского. И это торжество бельканто, высокого вкуса зрителям подарили солисты Государственного академического Мариинского театра.

Партию Наташи в «Русалке» исполнила солистка Мариинки Екатерина Соловьева, партию Мельника — народный артист России Геннадий Беззубенков. Гостям удалось достичь высочайшего градуса романтических эмоций не только своим вокальным мастерством, но и драматической игрой.

По субъективному мнению автора этих строк, самым триумфальным спектаклем программы XXVII Собиновского музыкального фестиваля стала опера «Евгений Онегин». Саратовская версия произведения была представлена постановкой режиссера Андрея Сергеева. Творческий почерк мастера заключается в том, чтобы элементами оформления сцены подчеркнуть важные музыкальные фразы, переживания героев. Сергеев отнюдь не ведом поиском экстравагантных форм — он сосредоточен на раскрытии характеров персонажей. И в случае с «Евгением Онегиным» задумка режиссера и блестящая работа вокалистов родили на свет спектакль, близкий к шедевру. Ведущие партии в опере спели также звезды Мариинки. Татьяна в исполнении лауреата международных конкурсов Гелены Гаскаровой — «гадкий утенок» в начале спектакля, превращающийся в роскошную светскую львицу в третьем действии, — являет собой образец Ее Величества Женщины. «Татьяны милый идеал» — не единственное попадание в точку. Онегин лауреата международных конкурсов Владимира Мороза и Ленский лауреата международных конкурсов Ильи Селиванова предстают такими, какими их рисует наше воображение при чтении романа в стихах. Причем драматизм отношений двух друзей по накалу не уступает линии «Татьяна–Евгений». Как старший товарищ пытается успокоить Владимира, бросившего Евгению вызов. И вот Онегин на дуэли, изрядно подшофе. И перед зрителем открывается, какую непростую ночь пережил Евгений перед поединком. Спасибо, Мариинский театр, за прекрасную вокально-драматическую школу! Браво!

«Перпендикуляром» классике стало выступление в рамках фестиваля киевской группы «Джанго». «Босая осень», «белогрудая метель», «радуга ничейная», «бездонная луна» — бывают ли метафоры жизни ярче этих, написанных фронтменом группы Алексеем Поддубным? Обаяние самого мистера Джанго, мелодичность музыки и текстов, волшебное соло трубы и ударных, единение и высочайший градус эмоционального подъема целого зала — это, пожалуй, самая меткая метафора самого фестиваля.

Лидер группы Алексей Поддубный — киевский музыкант, автор и исполнитель собственных песен. Псевдоним Джанго артист получил еще в армейские годы от любителей творчества Джанго Рейнхардта за особое пристрастие к игре на гитаре.

Собственную стилистическую нишу «Джанго» трактует как «romantic rock». В его творчестве представлены все традиции мировой музыки, а в мелодике песен ощущаются вкрапления различных этнических мотивов.

Символ Джанго — образ Солнца, источник света, жизни, энергии, тепла и объединения. За короткий срок группа «Джанго», в составе шести музыкантов, стала популярной на всем пространстве СНГ. Дебютный альбом «Была не была», вышедший одновременно в России и в Украине, а также песни «Холодная война» — саундтрек к фильму «Бой с тенью» и «Папаган» из сериала «Солдаты» — быстро завоевали любовь слушателей разных стран.

Алексей, киевлянин, с украинским гражданством, признается: «Пишу на русском, потому что песня получается тогда, когда ты не просто знаешь язык, а ощущаешь его, чувствуешь». Поэтому и саратовские зрители почувствовали солнечную энергетику творчества «Джанго».

Венцом фестиваля стал Конкурс Конкурсов. Его непреложным условием является участие уже титулованных вокалистов. В этом году в нем состязались двенадцать вокалистов из Москвы, Петербурга, Болгарии, Италии, Монголии, Узбекистана. И они подарили публике два прекрасных вечера романсов, народных песен, арий-шлягеров. По итогам конкурса лауреатом (а «жюрили» исполнителей известные музыканты Саратова под председательством Юрия Кочнева) стала меццо-сопрано Анастасия Лепешинская. Вторая премия — у москвича Олега Полпудина. Обладательницей третьей премии стала Диляра Идрисова (Уфа). Второй год подряд определяется победитель Конкурса Конкурсов по версии зрителей. В этот раз Саратов проголосовал за Женисбека Пиязова (Узбекистан). Наградой ироничному и обаятельному исполнителю «Песни о блохе» стала поездка в Берлин.

Так XXVII Собиновский музыкальный фестиваль стал путевкой к музыкальному Олимпу. А зрители получили не только массу удовольствия от полнейшего погружения в «Золотой век русской музыки», но и сладкое предвкушение нового фестиваля. Его программа уже верстается. Спасибо, Академопера!