17 октября 2018 00:02 СРЕДА
Новости
Как отдохнуть без лишних вложений
Как бы ни скакал курс евро или доллара, последнее, от чего откажутся россияне, — зимние каникулы. Их, к счастью, никто не отменял. По мнению наших сограждан, в связи с сегодняшней экономической ситуацией в стране туристические агентства и турфирмы, казалось бы, должны были поднять цены на комплексные туры. Однако этого не произошло. Напротив, многие компании, оправдывая доверие своих клиентов, предлагают сейчас довольно выгодные предложения по турам, в том числе и в рассрочку.

XХVII Собиновский фестиваль: опальный «Царь Иудейский» и роскошная «Раймонда»

В эти дни на сцене Саратовского академического театра оперы и балета проходит Собиновский музыкальный фестиваль. Позади десять дней праздника под названием «Золотой век русской музыки». Остановимся на ключевых событиях фестивальной программы.

Истинные ценители русской классики получили колоссальные впечатления уже на открытии. Если раньше старт фестивалю давали редко звучащие произведения, то на сей раз симфонический оркестр театра под управлением лауреата Госпремии Юрия Кочнева исполнил мировые премьеры. Это были «Увертюра на русскую тему» и кантата «Из Гомера» Н.Римского-Корсакова, фантазия «От мрака к свету» и «Коронационная кантата» А.Глазунова, симфоническая картина «Из Апокалипсиса» А.Лядова, «Поражение «Сеннахериба» М.Мусоргского.

Даже неискушенные зрители осознали, что в данные минуты в Саратовском оперном произошло историческое событие. О том, что благодаря выступлению коллектива театра 21 мая Россия подарила миру настоящие шедевры симфонической музыки, со сцены сообщил искусствовед с мировым именем Евгений Левашов.

aETmuUtd6zl.jpgВо второй вечер на сцене Саратовского академического театра оперы и балета состоялась премьера спектакля по пьесе Великого князя Константина Романова «Царь Иудейский» на музыку Александра Глазунова.

«Мне пламенно хотелось... удовлетворить потребность в зрелищах, душу возвышающих... Хочется верить, что проповедь добра, правды и красоты восторжествует», — так высказался о замысле своего последнего драматического произведения «Царь Иудейский» автор, двоюродный дядя Николая II, известный всей России писатель, поэт, президент Петербургской Академии наук.

Работа над пьесой была начата Романовым в Светлую неделю, 6 апреля 1912 года.

После написания произведения Святейший Синод сделал все возможное, чтобы не допустить его на театральные подмостки. Тем не менее единственная премьера состоялась 9 января 1914 года в придворном театре Эрмитажа. Спустя ровно сто лет целостную музыкально-драматическую композицию «Царь Иудейский» возродил коллектив Саратовского оперного под управлением главного дирижера, лауреата Госпремии РФ Юрия Кочнева. Другой юбилей связан с ролью Понтия Пилата. Ее сыграл народный артист России, художественный руководитель Саратовского академического театра драмы Григорий Аредаков. Спустя 25 лет после легендарного спектакля Александра Дзекуна «Мастер и Маргарита».

Пьеса рассказывает о событиях последних дней земной жизни Спасителя. По цензурным соображениям в пьесе нет действующих лиц, изображающих Иисуса, апостолов и Богоматерь. Но их присутствие настолько ощутимо благодаря великой музыке Александра Глазунова! Браво, оркестр! Браво, маэстро Кочнев! Зритель становится свидетелем торжественного входа Иисуса в Иерусалим. Суд Пилата и крестный путь на Голгофу, распятие и смерть Христа, Великая Суббота и чудо Светлого Воскресения — белый стих, музыка, игра цвета в полной мере передают картину перерождения мира. От мрака к свету. От громового крика прокуратора: «Чтооооооо?!!!!!», обрекающего его на тысячелетние пытки, физически ощущаешь боль в сердце. И, как ни странно, именно эта реакция Пилата звучит призывом: «Храните Бога в себе». Грандиозное впечатление производит жена прокуратора Прокула. Она властна и непокорна в начале действия. Ступив на путь к вере, Прокула спокойно-уверенна и умиротворена. Эта роль обнаружила в солистке Академоперы Марине Демидовой мощный дар драматической актрисы. Синтетический жанр спектакля явил зрителю уникальное зрелище. Продолжительные овации свидетельствовали о том, что он стал большим событием российского музыкального театра. Жаль, что «Царь Иудейский» не войдет в репертуар Академоперы.

День третий. На сцене Саратовского оперного — премьера уходящего сезона. «Князь Игорь» Александра Бородина в постановке Андрея Сергеева. Режиссеру удалось отразить тему нравственного подвига, мужества, пронесенного сквозь ошибки и поражения, показать, как в годины лихолетий раскрывается духовная красота и стойкость русских людей. Вместе с тем Сергеевым ярко подана «восточная» линия с завораживающими танцами пленниц и захватывающими плясками половцев. Браво вокалистам, которые солировали в этом спектакле. Партию князя Игоря исполнил солист Московского театра Новая опера Анджей Белецкий, партию Ярославны — солистка ГАБТ России Марина Лапина.

Непосредственно в рамках очередного Собиновского фестиваля на сцене Академоперы состоялась премьера балета «Раймонда» Александра Глазунова. В этом первом балете, написанном композитором, нет сюжетного развития. Именно это позволяет зрителю акцентировать внимание на том, как филигранно раскрываются сами персонажи. Заслуженная артистка Вера Шарипова мастерски передала в танце путь Раймонды от чувственного к духовному. Стремительный, как удар клинка, танец Абдерахмана (Александр Седов) — воплощение брутальной, сокрушающей все на своем пути энергии влюбленного мужчины. Хореограф-постановщик Кирилл Симонов и главный художник театра Сергей Болдырев постарались создать два противопоставленных друг другу мира — возвышенно-романтический «западный» и чувственно-страстный «восточный» одинаково роскошны, под стать волшебной музыке Глазунова.

Торжество «Золотого века русской музыки продолжается», но, как сообщило художественное руководство Саратовского академического театра оперы и балета, уже началась верстка программы XXVIII фестиваля.