21 Февраля 2019 23:20 ЧЕТВЕРГ
Новости
Как отдохнуть без лишних вложений
Как бы ни скакал курс евро или доллара, последнее, от чего откажутся россияне, — зимние каникулы. Их, к счастью, никто не отменял. По мнению наших сограждан, в связи с сегодняшней экономической ситуацией в стране туристические агентства и турфирмы, казалось бы, должны были поднять цены на комплексные туры. Однако этого не произошло. Напротив, многие компании, оправдывая доверие своих клиентов, предлагают сейчас довольно выгодные предложения по турам, в том числе и в рассрочку.

Режиссер, художник Рустам Хамдамов: «Дом-2» – это портрет страны»

Теплый сентябрьский вечер. Саратовский Арбат. Рядом с каменным мужичком с гармошкой сидит и смотрит в звездное небо режиссер Рустам Хамдамов. Человек-легенда, человек-загадка, человек-фантом. Это не сон. Просто Рустам Усманович побывал в Саратове в те дни, когда в нашем городе шел фестиваль документальной мелодрамы. «Стоит особняком в нашем киноискусстве», «диссидент чистой воды», «режиссер, синтезирующий в своих фильмах разные виды искусства» - эти определения по отношению к Хамдамову, гению «вечно незаконченного кино», звучат настолько банально! Поскольку каждая сказанная им фраза — посыл для создания уникальной, эстетически увлекательной системы координат.

Теплый сентябрьский вечер. Саратовский Арбат. Рядом с каменным мужичком с гармошкой сидит и смотрит в звездное небо режиссер Рустам Хамдамов. Человек-легенда, человек-загадка, человек-фантом. Это не сон. Просто Рустам Усманович побывал в Саратове в те дни, когда в нашем городе шел фестиваль документальной мелодрамы. «Стоит особняком в нашем киноискусстве», «диссидент чистой воды», «режиссер, синтезирующий в своих фильмах разные виды искусства» - эти определения по отношению к Хамдамову, гению «вечно незаконченного кино», звучат настолько банально! Поскольку каждая сказанная им фраза — посыл для создания уникальной, эстетически увлекательной системы координат.

На «Саратовские страдания» Хамдамов привез свой фильм «Бриллианты», в котором снялись Рената Литвинова и балерина Диана Вишнева. Балерина крадет в торговой лавке бриллианты, танцует в эйфории обладания ими (танцует почему-то в радио), а героиня Литвиновой, проткнув радио бумажным конусом-носом, следит за этим завораживающим танцем. В общем, сон золотой! От которого эмоционально очень долго не можешь избавиться! Задавать вопросы Хамдамову все равно что писать о музыке. И тем не менее было невозможно удержаться и не подойти к самому загадочному режиссеру нашего кинематографа.

— Рустам Усманович, я права, что Ваше творчество отсылает нас к эпохе Серебряного века? Вишнева просто окутана ореолом блоковской Незнакомки.

— Блок, Незнакомка... Это так далеко от меня. В случае с «Бриллиантами» нельзя говорить о какой-то стилизации. Скорее всего здесь можно увидеть Жана Виго, Луиса Буньюэля, но ни в коем случае ни Блока. Мне нравится то, что отсылает к началу прошлого века. Но поэзии в моем кино не найти.

— Но Вы же сами упомянули Жана Виго, творчество которого ни что иное как поэтическая стилизация реальности. Мне кажется, Ваши фильмы тоже несут это стихотворное начало.

— Ни в коем случае... Ничего близкого... Как может эфемерная поэзия быть близкой к материальному искусству кинематографа? Мое кино ― мой собственный стих.

— Все-таки стих?

— Да. Если хотите, мои фильмы сближает с поэзией чувственность, потому что в кино давным-давно уже все определено, семантика не важна. Это еще к Марине Цветаевой восходит ― она не закладывала сюжет в стихотворение. Поэтому настоящее кино ― это нити ассоциаций, сама идея убивает кино. Приступая к съемкам, никаких сюжетов я не придумываю.

— Бог с ними, с пиитами. Объясните, почему великий Эйзенштейн в Вашем сознании ассоциируется с фашизмом?

— Но это же очевидно. Вы разве не знаете? Все эти люди, которые свергли старую Россию и совершили эту «чудесную» революцию, они были фашисты. А что Ленин не фашист, Маяковский не фашист? Лени Рифеншталь не фашист? Но они формальные гении. И им была нужна эта пертурбация в стране, чтобы можно было создать художественные имитации на эту тему. Чтобы, к примеру, детская коляска мчалась по лестнице в «Броненосце Потемкине». Им уже не нужно было ничего сочинять, тем более драму. Ведь драма уже существовала ― людей убивали. Жестоко. И кровожадно. Это было удобно: подсунуть форму под предложенное эпохой содержание, как этого самого ребенка в коляске.

— Но ведь не значит, что люди, совпавшие с эпохой, пропагандировали этот строй...

— Это люди, чье формальное мастерство держалось на крови. Они гении, конечно же. Мы ведем речь об образности. Великий итальянский режиссер Лукино Висконти во многих своих фильмах экранизировал книги. Не стали исключением фильм «Леопард» по одноименному роману писателя Джузеппе Томази ди Лампедуза,  периоду Гарибальди в итальянской истории (впрочем, картина к книге никакого отношения не имеет — книга восторженно-метафорична). В фильме играла Клаудиа Кардинале. Когда ее Анжелика пришла на бал, она была на столько хороша, что все просто ослепли! И не от ее красоты, а от гигантской броши на груди. Вот что такое образность! Это можно сравнить только с будущим фильмом «Броненосец Потемкин», где коляска мчится по лестнице. Вот какой бриллиант был у Анжелики! Вот мы о чем говорим: что Эйзенштейн был гением образности. А то, что он работал на партию и Ленина, можно приравнять к фашизму. Точно также и Александр Довженко. Время подарило им образы. Бертолуччи, Вайда вышли из Довженко.

— На презентации фильма «Бриллианты» Вы сказали, что в процессе съемок Вам были важны «путые глаза Вишневой и Литвиновой». Прокомментируйте, пожалуйста.

— На самом деле Вы меня неправильно поняли. Диана Вишнева и Рената Литвинова в отличие от актеров не играют глазами, смотрят так наивно, создают чистый образ, инфернальный, неплотский. Видите, о чем бы мы не говорили, все возвращается к разговору об образности. Поэтому эти героини и хороши. Вот «Китайская бабушка», которую я посмотрел в кинотеатре — это ужас. Нина Русланова, моя соседка, эх, и наигрывает! Вот приеду, она у меня получит! Так нельзя! Обязательно ей в дверь постучу. Да, нужны истории про людей, но не такие же вульгарные!

— Bаше отношение к советскому строю: обида, брезгливость, мудрое воспоминание?

— Это моя жизнь. Я уже все забыл. Тем более что так много было хорошего! Я даже ностальгирую по тем временам. Да, советский каток меня переехал, но я не хочу это вспоминать. Я просто пошляков ненавижу, а они везде: на телевидении, во власти. Кому она принадлежит? Господи Боже мой!

— Тогда что Вы находите в «Доме-2»?

— Это очень циничная передача, где я вижу (без всякой формы и идеи) скопище невоспитанных, стадных людей. Это портрет страны ― образно-кричащий. И эта передача вызывает во мне эмоции. Очень сильные. Я даже эсэмэски хочу посылать, но не умею.

— Чтобы получить эстетическое удовольствие, какой фильм Вы бы сейчас посмотрели?

— Старое, апробированное кино. «Весну на Заречной улице», «Большую семью». На этих фильмах надо учиться начинающим режиссерам. Простое формальное кино.

— «Раба любви?..

К произведению штрейкбрехера Никиты не имею никакого отношения.

Досье:
Рустам Хамдамов родился 24 мая 1944 года в Ташкенте. Живописью занимается с пяти лет.  В 1969 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, Мастерскую Григория Чухрая. Хамдамов - автор четырех-пяти фильмов. Во время учебы снял фильм «В горах мое сердце» (также выступил сценаристом, автором декораций и костюмов) и получил самостоятельную постановку на «Мосфильме» по сценарию Андрея Кончаловского и Фридриха Горенштейна. Материал фильма был отвергнут цензурой. Поэтому картина была не закончена, пленка смыта, а в дальнейшем была переснята Никитой Михалковым под названием «Раба любви». После этого 25 лет Рустам Хамдамов писал картины и в Италии рисовал эскизы обуви для «Криции» и «Росси». В 1991 году снял фильм «Анна Карамазофф» с легендарной Жанной Моро в главной роли, который был арестован французским продюсером Сержем Зильберманом. Из-за этой истории с фильмом «Анна Карамазофф» у Рустама Хамдамова появился комплекс «вечно незаконченного кино». В 2005 году завершил съемки фильма-концерта «Вокальные параллели», который был представлен на внеконкурсном показе Венецианского фестиваля. Кинокритики называют эту картину «фильмом-метафорой хрупкости элитарного искусства». В 2010 году режиссер представил публике фильм «Бриллианты». В 2005-2006 годах у Хамдамова-художника прошел ряд выставок в городах России, Лондоне, Нью-Йорке, Милане, Червиа. В 2003 удостоен Гран-при «Культурное достояние нации» (председатель жюри директор Государственного Эрмитажа академик Борис Пиотровский). Его работы также находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи (Россия), Зиммерли музея Роткерс Юниверсити (США), Национальной галереи г.Ровенна (Италия), а также в многочисленных частных коллекциях по всему миру.